Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 147
г. Екатеринбург
Принята решением
Педагогического совета
протокол № 1 от 28.08.2025г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ СОШ № 147
А.А. Моисеев
Приказ № 76-о от «28» августа 2025 г.
Учебный план
адаптированной основной
общеобразовательной программы НОО
ЗПР вариант 7.2
на 2025-2026 учебный год
Екатеринбург, 2025 г.
Пояснительная записка
В соответствии с пунктом 32.1 2. Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России
от 24.11.2022 г. № 1023 «Об утверждении Федерального Государственного
Образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья», Федеральным учебным планом начального
общего образования, учебный план МАОУ СОШ № 147 определяет: общий объем нагрузки
обучающихся; состав и структуру обязательных учебных предметов по классам (годам
обучения); перечень учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей; учебную
нагрузку в соответствии с требованиями к организации образовательной деятельности, к
учебной нагрузке и предусмотренными Санитарными правилами и нормами СанПиН
1.2.3685-21.
В учебном плане представлены семь учебных предметов и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, обеспечивает целостное
восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей
обучающихся с задержкой психического развития. Коррекционно-развивающая область
включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического
развития обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана включает учебные предметы, которые должны
быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных
организациях, реализующих АООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
ЗПР:
формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
готовность обучающихся к продолжению образования на последующем уровне
основного общего образования;
формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Организация самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, в выборе видов
деятельности по каждому предмету (предметно-практическая деятельность, экскурсии и т.
д.).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося. В 1 и 1(дополнительном) классах эта часть отсутствует. Время, отводимое
на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся
использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части и введение учебных курсов, обеспечивающих
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой
психического развития и необходимую коррекцию недостатков в психическом и/или
физическом развитии (курсы «Практикум по русскому языку»).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с задержкой
психического развития учебного плана, состоящего из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает
величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в
соответствии с санитарно -гигиеническими требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вар.7.2) внеурочная
деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса в образовательной организации.
В МАОУ СОШ № 147 внеурочная деятельность организуется по всем
вышеуказанным направлениям.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ (вар.7.2), является обязательной частью внеурочной деятельности и
представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями
(логокоррекционными, психокоррекционными, коррекционно-развивающими занятиями),
направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в
современных жизненных условиях.
Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают участие
все педагогические работники школы (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагогпсихолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования и др.)
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО ОВЗ.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется
следующим образом: недельная нагрузка ― 10 ч, из них 7 ч отводится на проведение
занятий коррекционно-развивающей области.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО
ЗПР определяет МАОУ СОШ № 147. Сроки освоения АООП НОО ЗПР составляют 5 лет, с
обязательным введением 1 дополнительного класса.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья
обучающихся. Обучение проходит в одну смену.
В предметную область "Иностранный язык" введен учебный предмет "Иностранный язык
(англ.)", в результате изучения которого у обучающихся с задержкой психического развития
будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного
языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся с задержкой
психического развития приобретут начальный опыт использования иностранного языка как
средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры
других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком. Изучение
учебного предмета "Иностранный язык (англ.)" начинается с 3-го класса. На его изучение
отводится 1 час в неделю.
В МАОУ СОШ № 147 языком образования является русский язык, и в соответствии
с ФГОС НОО ОВЗ (вар.7.2) изучение родного языка (русского) и родной литературы
(русской) из числа языков народов Российской Федерации осуществляется при наличии
возможностей образовательной организации и по заявлению родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся в срок до 1 сентября нового учебного
года (допустимо только для русского языка как родного языка и родной литературы).
Изучение ряда предметов обязательной части учебного планы организуется по
выбору участников образовательных отношений родителей (законных представителей)
несовершеннолетних. Выбор участниками образовательных отношений по изучению ряда
учебных предметов и учебных курсов учебный план в ОО осуществляется посредством
сбора заявлений с родителей (законных представителей) несовершеннолетних. Учебный
модуль предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» является
обязательным для изучения в 4 классе, родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся осуществляют выбор одного из учебных модулей из
перечня, предложенных ОО: учебный модуль "Основы православной культуры", учебный
модуль "Основы иудейской культуры", учебный модуль "Основы буддийской культуры",
учебный модуль "Основы исламской культуры", учебный модуль "Основы религиозных
культур народов России", учебный модуль "Основы светской этики". Возможно деление
класса на группы при проведении занятий в рамках модульного изучения обязательной
предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» при выборе
родителями (законными представителями) обучающихся одного класса двух и более
модулей.
Часы
коррекционно-развивающей
области
представлены
групповыми
индивидуальными
коррекционно-развивающими
занятиями
(логопедическими,
психокоррекционными,) направленными на коррекцию недостатков психофизического
развития обучающихся. Количество часов в неделю указывается на одного обучающегося.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное
время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 мин., на групповые
занятия – до 40 минут.
Внеурочная деятельность, реализуется посредством таких направлений работы как
духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивнооздоровительное и, обеспечивающую личностное развитие обучающихся через
дополнительное образование, проектно-исследовательскую деятельность, участие в
Олимпиадах и конкурсах, волонтерском движении и другую деятельность.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, на уровне начального общего обучения
составляет − 10 часов в неделю, из них 7 часов приходится на коррекционно- развивающую
область. Часы занятий, включенные в коррекционно-развивающую область, не входят в
максимальную нагрузку и проходят в рамках внеурочной деятельности.
В МАОУ СОШ № 147 при реализации АООП НОО ЗПР устанавливается следующая
продолжительность учебного года:
Дата начала учебного года: 01 сентября. Если этот день приходится на выходной день, то в
этом случае учебный год начинается в первый, следующий за ним, рабочий день.
Продолжительность учебного года: в 1-х классах - не менее 33 недель; во 2-4 классах
не менее 34 недель.
Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. При определении
продолжительности занятий на первом году обучения используется "ступенчатый" режим
обучения: в первом полугодии (в сентябре - октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый,
в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; в январе - мае - по 4 урока по 40 минут
каждый).
Учебный план МАО СОШ № 147 составлен в соответствии с вариантом 1 ФУП (для
образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке по 5-дневной
учебной неделе).
«ПРИНЯТО»
на Педагогическом совете:
Протокол № 1 от 28 августа 2025 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОУ СОШ №147
А.А. Моисеев
Приказ № 76 -о от 28.08.2025г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
(недельный)
по АООП ЗПР вариант 7.2
4 К класс на 2025-2026 учебный год
Учебные предметы
Классы
Предметные
области
Количество часов
в неделю
Всего
4
4
Литературное чтение
3
3
Английский язык
1
1
Математика
4
4
Окружающий мир
2
2
Основы религиозных культур и
светской этики
1
1
1
1
1
1
1
1
3
3
21
21
1
1
1
1
22
22
4
4
2
2
1
1
1
2
1
1
26
1
2
1
1
26
Обязательная часть
Русский язык
Русский язык и
литературное
чтение
Иностранный язык
Математика
и информатика
Обществознание и
естествознание
Основы
религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Музыка
Изобразительное искусство
Труд (технология)
Физическая культура
(Адаптивная физическая культура)
Технология
Физическая
культура
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Практикум по русскому языку
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность (включая коррекционноразвивающую область):
коррекционно-развивающая область:
Психокоррекционные занятия
Логопедические занятия
направления внеурочной деятельности:
Разговоры о важном
Учение с увлечением
ИТОГО