Рабочая программа Решение задач по химии 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 147

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Решение химических задач»
для обучающихся 11 класса

Екатеринбург 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по химии «Решение химических
задач» для 10 класса разработана на основе образовательной программы по
химии О.С. Габриеляна для среднего общего образования. Решение расчетных
задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении
задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала,
вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний,
развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование
умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить
взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач
является необходимым компонентом при изучении такой науки, как химия.
Решение задач – не самоцель, а метод познания веществ и их свойств,
совершенствования и закрепления знаний учащихся. Через решение задач
осуществляется связь теории с практикой, воспитываются трудолюбие,
самостоятельность и целеустремленность, формируются рациональные приемы
мышления. Умение решать задачи является одним из показателей уровня
развития химического мышления, глубины усвоения ими учебного материала.
Предмет выполняет следующие функции:
 развивает содержание базисного курса химии, изучение которого
осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
 позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и
получить дополнительную подготовку;
 позволяет школьникам подготовиться к сдаче ЕГЭ по химии.
Цели элективного курса:
- воспитание личности, имеющей развитое естественно-научное восприятие
природы;
- развитие творческого потенциала учащихся;
- развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и
методы обучения;
- закрепление, систематизация знаний учащихся по химии;
- обучение учащихся основным подходам к решению расчетных задач по
химии.
Задачи элективного курса:
- учить учащихся приемам решения задач различных типов;
- закреплять теоретические знания, учить творчески применять их в новой
ситуации;
- способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении
математики и физики при решении расчетных задач по химии;
- продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать
прогнозы;
- развивать учебно-коммуникативные навыки.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:
- способы решения различных типов задач;
- основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;

- стандартные алгоритмы решения задач.
После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:
- решать расчетные задачи различных типов;
- четко представлять сущность описанных в задаче процессов;
- видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений
численных параметров системы, описанной в задаче;
- работать самостоятельно и в группе;
- самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их
решение;
- владеть химической терминологией;
- пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных
величин, необходимых для решения задач.
Формы контроля:
 классные и домашние контрольные работы
 самостоятельные работы;
 зачеты;











Личностные результаты:
обучающийся научится:
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать
потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы;
формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых
познавательных интересов;
формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формированию готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания;
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
основам экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения
к окружающей среде.

Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
обучающийся научится:

-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности;
-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать
из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цепи;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы,
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно;
-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные
критерии оценки.
-обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя.
-ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать
несколько способов ее достижения.
-самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта
выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
-планировать ресурсы для достижения цели.
-называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать
пути их преодоления/избегания в дальнейшей деятельности.
Познавательные УУД:
-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
-выявлять причины и следствия простых явлений.
-осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
-создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта;
-составлять тезисы, различные виды планов и конспектов (простых, сложных и
т.п.).
-преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
-уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
-переводить сложную по составу информацию из графического или символьного
представления в текст и наоборот;
-проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
-давать определения понятиям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-обобщать понятия — осуществляет логическую операцию перехода от видовых
признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с
большим объёмом;
-осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания
и критерии для указанных логических операций;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.










Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и
т.д.);
соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументируя их;
координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при
выработке общего;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать
решения и делать выбор;
спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Тематическое планирование элективного курса «Решение химических задач»
1 час в неделю/34 часа в год
№ п/п
1

2

3

4

5-6

7-8

9-10

11-12

13-14
15-16

17-18

19-20

21-22
23-24
25-26

27-28

29-30

Тема занятия
Дата
Введение
Роль и место расчетных задач в системе обучения химии
и практической жизни. Типы задач.
Тема 1. Расчеты по химическим формулам
Вычисление с использованием понятий «количество
вещества», «число Авогадро», молярная масса,
молярный объем
Вычисление массовой доли химического элемента в
соединении и вывод формулы вещества по массовым
долям элементов в нем.
Установление простейшей формулы вещества по
массовым долям элементов с использованием
абсолютной и относительной плотности вещества.
Вывод формулы вещества по относительной плотности
и массе (объему или количеству) продуктов сгорания.
Тема 2. Вычисления по уравнениям химических реакций.
Вычисления массы (количества, объема) вещества по
известному количеству (массе, объему) одного из
вступивших в реакцию или получившихся веществ.
Расчеты теплового эффекта реакции по данным о
количестве одного из участвующих в реакции веществ и
количеству выделяющейся (поглощающейся) теплоты
Вычисление массы (объема или количества) продукта
реакции, если одно из реагирующих веществ дано в
избытке.
Практикум по составлению расчетных задач по
уравнениям реакции
Схемы превращений отражающих генетическую связь
между
углеводородами:
открытые,
закрытые,
смешанные.
Практикум по составлению схем превращений,
отражающих
генетическую
связь
между
углеводородами
Вычисление массы (объема) продукта реакции по
известной массе (объему) исходного вещества,
содержащего примеси.
Вычисление массовой или объемной доли выхода
продукта реакции от теоретически возможного.
Вычисление состава смеси веществ (%) вступившей в
реакцию.
Схемы превращений отражающих генетическую связь
между углеводородами и кислородсодержащими
органическими соединениями: открытые, закрытые,
смешанные.
Практикум по составлению схем превращений,
отражающих генетические связи между углеводородами
и кислородсодержащими органическими веществами.
Схемы превращений по теме «Азотсодержащие
соединения»

Примечание

31-33
34

Решение комбинированных задач
Обобщение, систематизация знаний по курсу
органической химии (решение задач и упражнений)

Учебно-методический комплект
Для учителя.
1. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор
Габриелян О.С.).
2. Дайнеко В.И. Как научить школьников решать задачи по органической химии. – М.:
Просвещение, 1992.
3. Забродина Р.И., Соловецкая Л.А.. Качественные задачи в органической химии. – Белгород,
1996.
4. Романовская В.К. Решение задач. – С-Петербург, 1998.
5. Штремплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 8-11 классов.– М.:
Просвещение, 2001.
Для учащихся.
1. Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии. – М.: Просвещение, 1986.
2. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия для абитуриентов и учащихся. – М.: Экзамен, 2003.
3. Лидин Р.А., Молочко В.А. Химия для абитуриентов – М.: Химия, 1993.
4. Маршанова Г.Л. 500 задач по химии. 8-11 класс. – М.: Издат-школа, 2000.
5. Слета Л.А., Холин Ю.В., Черный А.В. Конкурсные задачи по химии с решениями. –
Москва-Харьков: Илекса-гимназия, 1998.
6. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.:
Новая волна, 1996.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».