Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 147
УТВЕРЖДЕНО»
Директор МАОУ СОШ №147
А.А. Моисеев
Приказ № 53/1-о от «29» августа 2024 г.
«ПРИНЯТО»
на Педагогическом совете:
Протокол № 1 от
«29» августа 2024 г.
Рабочая программа
воспитания
на 2024-2025 учебный год
Екатеринбург, 2024 г.
Содержание
Пояснительная записка ........................................................................................................................................ 3
1. Целевой раздел ................................................................................................................................................. 3
1.1. Цель воспитания обучающихся в ОО №147 ............................................................................................ 3
1.2. Задачи воспитания обучающихся в ОО №147 ......................................................................................... 4
1.3. Направления воспитания .......................................................................................................................... 4
1.4. Целевые ориентиры результатов воспитания. .......................................................................................... 5
2. Содержательный раздел .................................................................................................................................. 9
2.1. Уклад ОО №147......................................................................................................................................... 9
2.2. Механизм формирования образа жизни, достойной Человека. .............................................................. 10
2.3. Основные воспитывающие общности в ОО №147 ................................................................................ 11
2.4. Проблемные зоны, дефициты, препятствия достижению эффективных результатов в воспитательной
деятельности и пути решения:....................................................................................................................... 12
2.5. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности ................................................................... 13
2.5.1. Модуль «Основные школьные дела» ............................................................................................... 13
2.5.2. Модуль «Урочная деятельность» ..................................................................................................... 14
2.5.3. Модуль «Внеурочная деятельность»................................................................................................ 15
2.5.4. Модуль «Классное руководство» ..................................................................................................... 15
2.5.5. Модуль «Внешкольные мероприятия» ............................................................................................ 17
2.5.6. Модуль «Самоуправление» .............................................................................................................. 17
2.5.7. Модуль «Профориентация» ............................................................................................................. 18
2.5.8. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)» ..................................... 18
2.5.9. Модуль «Профилактика и безопасность» ........................................................................................ 19
2.5.10. Модуль «Социальное партнерство» ............................................................................................... 20
2.5.11. Модуль «Организация предметно-пространственной среды» ....................................................... 20
3. Организационный раздел ............................................................................................................................... 22
3.1. Кадровое обеспечение ............................................................................................................................. 22
3.2. Нормативно-методическое обеспечение ................................................................................................. 22
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями 23
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции
обучающихся .................................................................................................................................................. 23
3.4.1. Формы фиксации достижений обучающихся, применяемые в ОО №147: ...................................... 24
3.5.1. Основные принципы самоанализа воспитательной работы ............................................................ 24
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания ООП МАОУ СОШ №147 (далее – Программа
воспитания, ОО №147 разработана на основе Федеральной рабочей программы воспитания для
общеобразовательных организаций. Данная программа основывается на единстве и
преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с
рабочими программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего
профессионального образования.
Программа воспитания:
предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности
в ОО №147;
разработана с участием коллегиальных органов управления ОО №147, в том числе Совета
обучающихся, Наблюдательного Совета, и утверждена педагогическим советом школы;
реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с
семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами
воспитания;
предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым
в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и
гражданской идентичности обучающихся.
Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
В соответствии с особенностями ОО №147 внесены изменения в содержательный и
организационный разделы Программы воспитания. Изменения связаны с особенностями
контингента обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью
образовательной программы, в том числе учитывающей этнокультурные интересы, особые
образовательные потребности обучающихся.
1. Целевой раздел
Содержание воспитания обучающихся в ОО №147определяется содержанием российских
базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции
Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания
обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовнонравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в ОО №147 планируется и осуществляется в
соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. сочетается с
концепцией воспитательной системы лидеров и талантов России.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие
высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности,
обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях
современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.1. Цель воспитания обучающихся в ОО №147:
Цель воспитания обучающихся в ОО 147: развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации на основе традиционных российских ценностей (жизни,
достоинства, прав и свобод человека, патриотизма, гражданственности, служения Отечеству и
ответственности за его судьбу, высоких нравственных идеалов, крепкой семьи, созидательного
труда, приоритета духовного над материальным, гуманизма, милосердия, справедливости,
коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения, исторической памяти и преемственности
поколений, единства народов России), а также принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
1.2. Задачи воспитания обучающихся в ОО №147:
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
формирование и развитие личностного отношения к этим нормам, ценностям, традициям
(их освоение, принятие);
приобретение
соответствующего
этим
нормам,
ценностям,
традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений,
применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО.
Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают:
осознание российской гражданской идентичности;
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
готовность обучающихся к
саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к
себе,
окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в ОО №147 планируется и осуществляется на основе
аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного,
личностно-ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания: гуманистической
направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному
примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.3. Направления воспитания.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности ОО
№147 по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС всех основных
образовательных программ и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и
приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как
источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской
государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и
политической культуры;
патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России, историческом просвещении,
формировании российского национального исторического сознания, российской культурной
идентичности;
духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов
России, традиционных религий народов России, традиционных российских семейных ценностях;
воспитания честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи,
уважения к старшим, к памяти предков;
эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщению к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;
физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа
жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учетом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной
среде, чрезвычайных ситуациях;
трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение
профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в
российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских
традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы,
окружающей среды;
ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию
себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с
учетом личностных интересов и общественных потребностей.
1.4. Целевые ориентиры результатов воспитания.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП НОО, ООО, СОО
установлены ФГОС.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры
результатов воспитания, развития личности обучающихся, на достижение которых должна быть
направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания
обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей,
обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования
знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий
представление о Родине – России, ее территории, расположении;
сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан
России, проявляющий уважение к своему и другим народам;
понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
Гражданскородного края, своей Родины – России, Российского государства;
патриотическое понимающий значение гражданских символов (государственная
воспитание
символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и
защитников Отечества, проявляющий к ним уважение;
имеющий первоначальные представления о правах и ответственности
человека в обществе, гражданских правах и обязанностях;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной
организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности;
сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека;
доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и
Д ховноморальный вред другим людям, уважающий старших;
авс венное
умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
оспи ание
нормам, осознающий ответственность за свои поступки;
владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми
разных народов, вероисповеданий;
сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного
языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей;
Эстетическое
проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой
воспитание
художественной культуре;
проявляющий стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусстве.
Физическое
бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные
воспитание,
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в
формирование
том числе в информационной среде;
культуры
владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
здоровья
и безопасного поведения в быту, природе, обществе;
эмоционального ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей
благополучия
здоровья, занятия физкультурой и спортом;
сознающий
Трудовое
воспитание
Экологическое
воспитание
Ценность
научного
познания
и принимающий свою половую принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с
учетом возраста.
сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление;
проявляющий интерес к разным профессиям;
участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду;
проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие
действий, приносящих вред природе, особенно живым существам;
выражающий готовность в своей деятельности придерживаться
экологических норм.
выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям,
науке;
обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи
живой и неживой природы, о науке, научном знании;
имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования
знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий
представление о Родине – России, ее территории, расположении;
сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан
России, проявляющий уважение к своему и другим народам;
понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
Гражданскородного края, своей Родины – России. Российского государства;
патриотическое понимающий значение гражданских символов (государственной
воспитание
символики России, своего региона), праздников, мест почитания героев и
защитников Отечества, проявляющий к ним уважение;
имеющий первоначальное представление о правах и ответственности
человека в обществе, гражданских правах и обязанностях;
принимающий
участие в жизни класса, общеобразовательной
организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности;
сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека;
доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и
Д ховноморальный вред другим людям, уважающий старших;
авс венное
умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
оспи ание
нормам, осознающий ответственность за свои поступки;
владеющий представлением о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми
разных народов, вероисповедания;
сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного
языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое
способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
воспитание
искусстве, творчестве людей;
6
проявляющий
интерес и уважение к отечественной и мировой
художественной культуре;
проявляющий стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусстве.
бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в
Физическое
том числе в информационной среде;
воспитание,
владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
формирование
безопасного поведения в быту, природе, обществе;
культуры
ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей
здоровья
и
здоровья, занятия физкультурой и спортом;
эмоционального
сознающий
и принимающий свою половую принадлежность,
благополучия
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с
учетом возраста.
сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление;
Трудовое
проявляющий интерес к разным профессиям;
воспитание
участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду;
проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие
Экологическое
действий, приносящих вред природе, особенно живым существам;
воспитание
выражающий готовность в своей деятельности придерживаться
экологических норм.
выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям,
науке;
Ценность
обладающий
первоначальным представлением о природных и
научного
социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи
познания
живой и неживой природы, о науке, научном знании;
имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего образования
знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий
представление о Родине – России, ее территории, расположении;
сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан
России, проявляющий уважение к своему и другим народам;
понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и
Гражданскобудущему родного края, своей Родины – России. Российского государства;
патриотическое
понимающий значение гражданских символов (государственной
воспитание
символики России, своего региона), праздников, мест почитания героев и
защитников Отечества, проявляющий к ним уважение;
имеющий первоначальное представление о правах и ответственности
человека в обществе, гражданских правах и обязанностях;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной
организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего
Духовнонарода, семейные ценности с учетом национальной, религиозной
нравственное
принадлежности;
воспитание
сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека;
7
доброжелательный,
проявляющий
сопереживание,
готовность
оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего
физический и моральный вред другим людям, уважающий старших;
умеющий
оценивать поступки с позиции их соответствия
нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки;
владеющий представлением о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с
людьми разных народов, вероисповедания;
сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы,
родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей;
проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой
Эстетическое
художественной культуре;
воспитание
проявляющий стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусстве.
бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий
основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа
Физическое
жизни, в том числе в информационной среде;
воспитание,
владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
формирование
безопасного поведения в быту, природе, обществе;
культуры
ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей
здоровья
и
здоровья, занятия физкультурой и спортом;
эмоционального
сознающий и принимающий свою половую принадлежность,
благополучия
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с
учетом возраста.
сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление;
Трудовое
проявляющий интерес к разным профессиям;
воспитание
участвующий в различных видах доступного по возрасту труда,
трудовой деятельности.
понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от
природы, влияние людей на природу, окружающую среду;
проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие
Экологическое
действий, приносящих вред природе, особенно живым существам;
воспитание
выражающий готовность в своей деятельности придерживаться
экологических норм.
выражающий
познавательные
интересы,
активность,
любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к
научным знаниям, науке;
обладающий первоначальным представлением о природных и
Ценность
социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи
научного
живой и неживой природы, о науке, научном знании;
познания
имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях
знания
2. Содержательный раздел
2.1. Уклад ОО №147
В данном разделе раскрываются основные особенности уклада ОО №147. Уклад задает
порядок жизни школы и аккумулирует ключевые характеристики, определяющие особенности
воспитательного процесса. Уклад удерживает ценности, принципы, нравственную культуру
взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые
ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик ОО№147.
МАОУ СОШ № 147 расположена в микрорайоне «Новая Сортировка» Железнодорожного района.
Микрорайон «Новая Сортировка» - это благоустроенный микрорайон, с развитой инфраструктурой.
Рядом расположены КЗЦ «Стрела», ДЮЦ «Юность», детский клуб «Фотон», клуб по месту
жительства «Ритм», Екатеринбургская детская художественная школа №4 им. Г.С. Метелева,
детская хоровая школа № 2. Ведется большая застройка новых жилых комплексов.
В контингенте обучающихся МАОУ СОШ № 147 54% детей из семей, родители которых
имеют «высшее образование», 4% дети из малообеспеченных семей, 30% дети из многодетных
семей. Увеличивается количество обучающихся из семей мигрантов с определёнными
образовательными потребностями и социальным запросом. Это побуждает школу вести активную
работу по усилению персонализации образовательных траекторий обучающихся. Педагогический
коллектив видит миссию школы в том, чтобы дать обучающимся прочные знания, создать условия
для развития и реализации их интеллектуального и творческого потенциалов, воспитать
нравственную, физически здоровую личность, способную успешно реализовать себя в современной
жизни.
Расширение традиционных дел патриотической направленности, событий, мероприятий, что
является основой воспитательной системы:
- традиции и ритуалы, символика, особые нормы этикета в общеобразовательной
организации;
- привлечение социальных партнеров, для совершенствования условий воспитания,
воспитательной деятельности;
- участие в воспитательных проектах и программах (федеральные, региональные,
муниципальные, международные, сетевые и др.);
- организационно-правовая форма общеобразовательной организации, наличие разных
уровней общего образования, направленность образовательных программ, в том числе наличие
образовательных программ с углубленным изучением учебных предметов;
- режим деятельности общеобразовательной организации, в том числе характеристики по
решению участников образовательных отношений (форма обучающихся, организация питания
обучающихся и т.п.);
- наличие вариативных учебных курсов, практик гражданской, духовно - нравственной,
социокультурной, экологической и т.д. воспитательной направленности, в том числе включенных в
учебные планы по решению участников образовательных отношений, подобных авторских курсов,
программ, самостоятельно разработанных и реализуемых педагогами общеобразовательной
организации.
В Концепции воспитательной работы ОО №147 «Формирование образа жизни,
достойной Человека» применяется «Человек» с заглавной буквы как имя собственное, а не
нарицательное. В концепции воспитания существенны два момента: во-первых, определение
понятия воспитания и, во-вторых, цель воспитательного процесса.
Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как организованное профессионаломпедагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить
в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. [Щуркова Н.Е. Образ жизни,
достойной Человека, и его формирование у школьника. - Смоленск, 1995].
В цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого, только
будучи воспитанным таким образом, выпускник получит шанс стать сильным духом, богатым
знаниями и навыками счастливым гражданином.
В цели концепции воспитания заключены две составляющие:
моральная (Человек есть существо моральное, обладающее способностью быть
нравственным);
творческая (Человек — существо созидательное, обладающее способностью
творить нечто, чего не создала природа).
Таким образом: жизнь, достойная Человека, — это жизнь, построенная на истине,
добре и красоте.
2.2. Механизм формирования образа жизни, достойной Человека.
Н.Е. Щуркова указывает на постепенное, пошаговое движение, а именно: способность
осознания, оценочной рефлексии, определение и принятие образа жизни требуют определенной
интеллектуальной, духовной и душевной зрелости, того, что выливается в жизненный опыт.
Основу содержания воспитательного процесса составляют философическое, диалогическое и
этическое воспитание.
Философическое воспитание предполагает формирование понятий и представлений о такой
жизни, которая достойна Человека добродетельного и волевого.
Для реализации идей философического воспитания в ОО №147 выделены пять
методических направлений:
1) обнаружение ценности (значимого для себя) за предметами, вещами, действиями,
событиями, фактами и явлениями;
2) предъявление социально-культурной ценности детям так, чтобы она была воспринята ими
«в своем пленительном и глубоком значении»;
3) использование форм взаимодействия с детьми, активизирующими духовную
деятельность по ценностному осмыслению жизни, обучению искусству поиска смысла жизни,
когда юные граждане задумываются о своем предназначении;
4) упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и
красоте;
5) постоянное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов
взаимодействия.
В воспитательной практике, в реальном событии субъектов педагогического процесса все
многочисленные методические направления (хотя вслед за автором концепции названы лишь пять)
сливаются в единый процесс и результат, и становятся бытием - духовной жизнью всех
взаимодействующих людей. Так происходит тогда, когда все направления имеют единый источник
и решают задачу стимулирования школьников к ценностному осмыслению жизни.
Возможно, это в том случае, если философическое дополняется и органично соединяется с
диалогическим воспитанием.
Диалогическое воспитание — это стиль педагогического взаимодействия, стиль жизни.
Диалогическое воспитание — это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в
постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д.
Диалог сам по себе требует достаточно высокого уровня интеллектуального и
эмоционального развития, хотя стремление к диалогу - родовое, природное качество человека.
Действительно, ребенок говорит и с неодушевленными предметами, часами беседует с плюшевым
мишкой, отвечая и за него. Да это же философическая беседа, диалог с самим собой! Важно лишь
сохранить и развивать эту способность! В этих диалогах нет правильного и неправильного, есть
разные мнения, есть индивидуальное восприятие жизни. И это даже в том случае, если участниками
диалога становятся учитель и ученик, именитый ученый и подросток.
При осуществлении этического воспитания педагог «возвышается до ученика», до той
высокой этики, когда восприятие ребенка, взаимодействие с ним выстраиваются в широком русле
«человек - человек» и ученик принимается учителем «равным себе»: не равным по опыту жизни,
уровню образования и т.п., а равным потому, что ученик - Человек и с ним возможно ценностносмысловое единство.
Образ жизни, достойной Человека, не может сформироваться, если у подростка не развито
философическое отношение к Человеку как к наивысшей ценности, если нет мировоззренческого
видения Человека как дитя природы и культуры, как созидателя и творца всего, что нас окружает.
В процессе этического воспитания ребенка приучают и к тому, что у него есть запреты, табу,
но таких запретов немного - всего два: нельзя посягать на другого и нельзя не работать.
Следуя логике и позиции Н.Е. Щурковой, определены основные направления мысли и
педагогические действия в этическом воспитании школьников.
1) Уважение личности учащегося вне зависимости от его положения, успехов, внешнего
портрета, статуса в коллективе, семейной принадлежности, физических и психических
особенностей.
2) Опора на имеющиеся достоинства личности. Всегда исходить из того, что в малом или
большом эти достоинства есть у всех. Учитель же призван замечать, видеть эти достоинства и
оглашать их перед всеми. Это педагогический постулат всех гуманистически ориентированных
педагогов: о достоинствах говорить постоянно и громко, о недостатках не говорить или только тихо,
«на ушко», как это умеет делать Ш.А. Амонашвили.
3) Общее принятие индивидуальности, человеческой непохожести, ведь не такой, как я, не
означает плохой.
Все три составляющие воспитательного процесса: философская, диалогическая и этическая
– предполагают увлекательное учение, яркую школьную жизнь, международность, верность
традициям и открытость новому и здоровый образ жизни, где учителя служат примером
профессионалов и лидеров.
Источниками положительного влияния на детей являются, прежде всего, педагоги школы,
которые грамотно организуют образовательный процесс, команда администрации имеет
большой управленческий опыт и квалификацию. Педагоги – специалисты с продуктивным опытом
педагогической практики и молодые педагоги с достаточно высоким уровнем творческой
активности и профессиональной инициативы. В педагогической команде,
к
сожалению, нет квалифицированных специалистов (тьюторов, дефектологов, логопедов),
необходимых для сопровождения всех категорий обучающихся.
2.3. Основные воспитывающие общности в ОО №147:
детские (сверстников и разновозрастные). Общество сверстников – необходимое условие
полноценного развития обучающегося, где он апробирует, осваивает способы поведения, обучается
вместе учиться, играть, трудиться, достигать поставленной цели, строить отношения. Основная цель
– создавать в детских взаимоотношениях дух доброжелательности, развивать стремление и умение
помогать друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, поведению, общими усилиями
достигать цели. В школе обеспечивается возможность взаимодействия обучающихся разных
возрастов, при возможности обеспечивается возможность взаимодействия обучающихся с детьми в
дошкольных образовательных организациях. Детские общности также реализуют воспитательный
потенциал инклюзивного образования, поддержки обучающихся с особыми образовательными
потребностями и с ОВЗ;
детско-взрослые. Обучающиеся сначала приобщаются к правилам, нормам, способам
деятельности взрослых и затем усваивают их. Они образуются системой связей и отношений
участников, обладают спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач. Основная
цель – содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие
общих ценностей и смыслов у всех участников;
профессионально-родительские. Общность работников школы и всех взрослых членов
семей обучающихся. Основная задача общности — объединение усилий по воспитанию в семье и
школе, решение противоречий и проблем, разносторонняя поддержка обучающихся для их
оптимального и полноценного личностного развития, воспитания;
профессиональные. Единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками
школы, которые должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы.
Требования к профессиональному сообществу:
соблюдение норм профессиональной педагогической этики;
уважение и учёт норм и правил уклада школы, их поддержка в профессиональной
педагогической деятельности, в общении;
уважение ко всем обучающимся, их родителям (законным представителям), коллегам;
соответствие внешнего вида и поведения профессиональному статусу, достоинству
педагога, учителя в отечественной педагогической культуре, традиции;
знание возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, общение с ними с
учетом состояния их здоровья, психологического состояния при соблюдении законных интересов и
прав всех обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов;
инициатива в проявлениях доброжелательности, открытости, готовности к
сотрудничеству и помощи в отношениях с обучающимися и их родителями (законными
представителями), коллегами;
внимание к каждому обучающемуся, умение общаться и работать с учетом
индивидуальных особенностей каждого;
быть примером для обучающихся при формировании у них ценностных ориентиров,
соблюдении нравственных норм общения и поведения;
побуждать обучающихся к общению, поощрять их стремления к взаимодействию, дружбу,
взаимопомощь, заботу об окружающих, чуткость, ответственность.
Значимые для воспитания Всероссийские проекты и программы, в которых ОО
№147 принимает участие:
1. РДДМ «Движение первых».
2. Программа развития социальной активности обучающихся НОО «Орлята России»;
3. Проект «Без срока давности»;
4. Школьный спортивный клуб.
Круг традиций, ритуалы: еженедельная организационная линейка с поднятием
государственного флага РФ под гимн России; линейка, посвященная Дню знаний, «Посвящение в
первоклассники», «Посвящение в пятиклассники», Церемония награждения обучающихся по
итогам года, мероприятия ко Дню Победы.
Символика ОО №147:
Герб. В скошенном на серебро и золото поле зелёная перевязь, обременённая четырьмя серебряными
раскрытыми книгами, сопровождаемая внизу червлёным горящим факелом, а вверху лазоревой семиконечной звездой. На
щите – простой шлем (простой шелом с бармицей). В нашлемнике золотое солнце, обременённое червлёным колесом о
шести спицах. Намет зелёный, подбитый золотом справа и серебром слева. Девиз «PRIMUM DISCERE» начертан
зелёными литерами на золотой ленте. Факел, благодаря внешнему виду, связан с цифрой 1 в номере школы и её
расположением в Теплоходном проезде (намёк на тепло, выделяемое огнём). Факел – эмблема просвещения, красный цвет
огня указывает на энергию, солнце. Золотой цвет указывает на богатство, получаемое учениками. Символика книг
многозначна:
Передача знаний;
Четыре книги – намёк на цифру 4 в номере школы и символ единства естественных,
точных, гуманитарных и общественных наук, изучаемых в школе;
Чистые страницы книг - напоминание о бесконечности научного познания. По этой
причине цвет щита и книг серебряный, который символизирует чистоту.
Семиконечная звезда связана с цифрой 7 в номере школы и символизирует
устремлённость к высоким идеалам, а синий цвет – славу, честь и верность. Зелёный
цвет является цветом Урала;
Девиз в переводе с латинского означает «Сначала – учиться!»
Флаг. Голубое полотнище с изображением герба, так как основное правило гласит, что флаг
является развёрнутым изображением герба.
ОО №147 реализует перспективные воспитательные практики:
1. Воспитательная среда ОО как пространство для самореализации личности обучающихся
(школьный театр, школьный спортивный клуб);
2. Гуманная педагогика – воспитание детей и взрослых сегодня: общие интересы, общие
дела, любовь и взаимопонимание.
3. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся
4. Улучшение здоровья детей и подростков в российских школах, включая продвижение
здорового питания и физической активности.
2.4. Проблемные зоны, дефициты, препятствия достижению эффективных результатов в
воспитательной деятельности и пути решения:
Основные риски
Пути минимизации рисков
1. Организация мероприятий информационного характера
через СМИ, интернет ресурсы.
Низкая социальная активность 2. Активизация деятельности по пропаганде социальных
родителей, общественности и партнеров результатов исследовательско-поисковой работы,
социальных партнеров
создание ситуации успеха.
3. Укрепление связей за счет создания и реализации программ
взаимовыгодного сотрудничества.
Отсутствие финансирования
Низкая мотивация педагогов
на саморазвитие.
Недостаточная
методическая
подготовка педагогов
Привлечение средств из внебюджетных источников.
Активность руководителей программы. Непрерывное развитие
корпоративной культуры на основе осознания места в
организации, ценностей, презентации себя, гибкости
отношений.
Система стимулов и поощрений.
Минимизация конфликтов. Проведение методических занятий,
Низкий уровень активности семинаров, мастер-классов, обмен опытом среди педагогов.
обучающихся
участии Расширение внешних связей с другими участниками
предлагаемых программ
инновационных проектов.
Прохождение курсов повышения квалификации педагогами.
Организация мероприятий информационного характера,
направленных на стимулирование и реализацию инициативы
2.5. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе запланированы
и представлены по модулям. В модуле описаны виды, формы и содержание воспитательной работы
в рамках определенного направления деятельности в гимназии. Каждый из модулей обладает
воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания.
Воспитательная работа ОО №147 представлена в рамках инвариантных модулей:
▪ «Основные школьные дела»,
▪ «Урочная деятельность»,
▪ «Внеурочная деятельность»,
▪ «Классное руководство»,
▪ «Внешкольные мероприятия»,
▪ «Самоуправление».
В рамках вариативных модулей:
▪ «Профориентация»,
▪ «Взаимодействие с родителями (законными представителями)», «Профилактика и
безопасность»,
▪ «Социальное партнерство»,
▪ «Организация предметно-пространственной среды».
Модули по выбору ОО №147
▪ «Школьный спортивный клуб»,
Модули описаны последовательно.
2.5.1. Модуль «Основные школьные дела»
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает:
общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные,
литературные и др.) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными праздниками,
памятными датами, в которых участвуют все классы;
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в России, мире;
торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на
следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов
в ОО №147, обществе;
церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за
участие в жизни ОО №147, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в
развитие школы;
социальные проекты в ОО №147 совместно разрабатываемые и реализуемые
обучающимися и педагогическими работниками, в том числе с участием социальных партнеров,
комплексы дел благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой и другой
направленности;
вовлечение по возможности каждого обучающегося в дела школы в разных ролях
(сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов,
музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу
гостей, и др.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа
общешкольных дел;
наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа
основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов, с
педагогическими работниками и другими взрослыми.
2.5.2. Модуль «Урочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных занятий
в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает:
максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных
предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных
и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического
просвещения; подбор
соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных
материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям
целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении воспитательных задач уроков,
занятий;
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей
тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на
личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми
ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения,
выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
применение
интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить
отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу общеобразовательной
организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
организацию наставничества мотивированными и эрудированными обучающимися над
неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями,
дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование
и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной
направленности.
Исследовательская деятельность
Основная цель: создание единого образовательного пространства для формирования и
развития навыков исследовательского поведения, для непрерывного развития обучающихся и
педагогов.
Единое образовательное пространство
это система методических семинаров, практикумов для детей и педагогов,
тренингов исследовательских умений, система обмена опытом, наработками и
идеями, трансляция лучших практик педагогов города, методическая и
консультационная помощь высокопрофессиональных специалистов ведущих
образовательных организаций страны, имеющих богатый опыт в области
проведения исследовательской деятельности с детьми, это фестивали науки и
система конкурсов для детей, педагогов и образовательных учреждений,
координируемых единым ресурсным центром;
это создание системы сетевого взаимодействия, направленной охватить
учреждения дошкольного, общего, дополнительного образования, результатом
успешного функционирования которой станет активное вовлечение учащихся
в исследовательскую и проектную деятельность.
2.5.3. Модуль «Внеурочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения
индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов,
занятий.
Начальное общее образование
курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической, военно-патриотической,
краеведческой, историко-культурной направленности: «Разговоры о важном», «Праздники,
традиции и ремесла народов России»;
курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным культурам
народов России, основам духовно-нравственной культуры народов России, духовно-историческому
краеведению;
курсы, занятия
познавательной, научной, исследовательской, просветительской
направленности;
курсы, занятия экологической, природоохранной направленности;
курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и жанров:
курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности.
Основное общее образование
курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической, военно-патриотической,
краеведческой, историко-культурной направленности: «Разговоры о важном», «Основы правовых
знаний»;
курсы, занятия духовно-нравственной направленности по основам духовнонравственной культуры народов России;
курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской
направленности: «Занимательная астрономия, биология», , «У порога физики и химии, 5-6 класс»,
«Физический эксперимент», «Основы правовых знаний», «Основы журналистики», «ТВжурналистика», «Проектная деятельность»;
курсы, занятия экологической, природоохранной направленности, «Многообразие
органического мира»;
курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и жанров:
«Школьный театр», «Графический дизайн», «Инженерная графика», «Керамика», «Мир красок»,
Творческие мастерские»;
курсы, занятия оздоровительной
и спортивной направленности: «Волейбол»,
«Баскетбол», «Футбол», «Легкая атлетика», «Спортивные игры».
Среднее общее образование
курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической, военно-патриотической,
краеведческой, историко-культурной направленности: «Разговоры о важном», «За честь и любовь
к Отечеству»;
курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным
культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов России, «Нить
истории»;
курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской,
просветительской направленности: «Занимательная
астрономия»,
«Основы функциональной грамотности», «Экспериментальная химия»;
курсы, занятия экологической, природоохранной направленности;
курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и
жанров: «Школьный театр»;
курсы, занятия туристско-краеведческой направленности: «Школа экскурсоводов»;
курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности: «Волейбол»,
«Баскетбол», «Футбол», «Легкая атлетика».
2.5.4. Модуль «Классное руководство»
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида
педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач воспитания и
социализации обучающихся, предусматривает:
планирование и проведение классных часов целевой воспитательной,
тематической направленности;
инициирование и поддержку классными руководителями участия классов
в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой
помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся
совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями,
способностями, дающих возможности для самореализации, установления и укрепления
доверительных отношений, становления значимым взрослым, задающим образцы поведения;
сплочение коллектива класса через игры и тренинги командообразования, внеучебные
и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся,
классные вечера;
выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в
выработке таких правил поведения в ОО №147;
изучение особенностей личностного развития обучающихся путем наблюдения за их
поведением в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах
по
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с
родителями, учителями, а также (при необходимости) с педагогом-психологом;
доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, повышение успеваемости и др.), совместный
поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально
и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;
индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио,
в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения;
регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование
единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и (или) разрешение
конфликтов между учителями и обучающимися;
проведение педагогических советов или педагогических консилиумов для решения
конкретных проблем класса, интеграции воспитательного влияния педагогов на обучающихся,
привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше
узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать
в родительских собраниях класса;
организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование
родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом,
помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в
решении вопросов воспитания и обучения в классе, ОО №147;
привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся
к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и ОО №147;
проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других
мероприятий. Приоритетные направления методической работы:
1. Повышение теоретического, методического уровня подготовки классных руководителей по
вопросам психологии и педагогики воспитательной работы, владения
современными воспитательными технологиями, формами и методами работы в
условиях реализации ФГОС.
2. Усиление влияния школы на социализацию личности школьника, его адаптацию к
современным экономическим условиям, самоопределение в будущей профессии.
3. Организация условий здоровьесбережения для успешного обучения и
воспитания учащихся.
4. Повышение качества образования и воспитанности учащихся.
5. Изучение и обобщение интересного опыта работы классного
руководителя. 6. Развитие творческих способностей педагога.
Заседания и семинары
1. Семинар «Формы и методы работы классного руководителя с родителями». Обмен
опыта работы педагогов.
2. Семинар «Роль классного руководителя в сохранении здоровья школьников».
3. Круглый стол «Особенности психофизического развития детей на разных
ступенях развития».
4. Круглый стол «Причины и мотивы девиантного и суицидального поведения подростков»
5. Круглый стол «Воспитание творческой направленности личности школьников в
условиях
коллективной деятельности»
6. Круглый стол «Роль классного руководителя в организации деятельности
ученического коллектива, развитие инициативы и самоуправления учащихся».
2.5.5. Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает:
общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнерами ОО №147;
внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в ОО №147 учебным предметам, курсам, модулям;
экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на
предприятие и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно
с
родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к
планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,
экспедиции, слеты и др., организуемые педагогическими работниками, в том числе совместно
с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных
мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей,
деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел,
в процессе
которых
складывается
детско-взрослая
общность,
характеризующаяся
доверительными взаимоотношениями,
ответственным отношением
к
делу,
атмосферой
эмоционально-психологического комфорта.
2.5.6. Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в ОО №147
предусматривает:
организацию и деятельность органов ученического самоуправления,
избранных обучающимися;
организацию и деятельность Совета обучающихся, избранного обучающимися;
представление Советом обучающихся их интересов в процессе управления ОО №147;
защиту Советом обучающихся законных интересов и прав обучающихся;
участие представителей Совета обучающихся в разработке, обсуждении и реализации
рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, в анализе
воспитательной деятельности в ОО №147;
Мероприятия Совета обучающихся:
интеллектуальные игры для учителей, старшеклассников и учеников основной школы;
культурно-массовые мероприятия;
«Экологическая программа» - экоминутки для детей начальной и основной школы;
сбор макулатуры;
акция «Помоги четвероногому
другу»;
Поддержка детского самоуправления в ш ко ле помогает педагогам воспитывать в детях
инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство
собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие
возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой
жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно
организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может
трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое
самоуправление.
2.5.7. Модуль «Профориентация»
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы ОО №147
предусматривает:
проведение циклов профориентационных часов, направленных на
подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации
своего профессионального будущего;
профориентационные игры (деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о
профессиях, способах выбора профессии, особенностях, условиях разной профессиональной
деятельности;
экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления
о существующих профессиях и условиях работы;
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых
дверей в организациях профессионального, высшего образования;
совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвященных
выбору профессии, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайн-курсов по
интересующим профессиям и направлениям профессионального образования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
индивидуальное консультирование педагогом-психологом обучающихся и их родителей
(законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных
особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов, включенных
в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента участников
образовательных отношений, внеурочной деятельности, дополнительного образования;
«Академические субботы», стратегический проект с целью повышения образовательного
и интеллектуального уровня обучающихся, популяризации науки и научных достижений;
Всероссийский проект «Билет в будущее». Обучающиеся принимают участие в
открытых онлайн-уроках «ПроеКТОриЯ».
2.5.8. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся предусматривает:
создание и деятельность в родительских комитетах классов, участвующих в обсуждении
и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского
сообщества в Наблюдательном совете ОО №147;
тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по
вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и
воспитания;
родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать уроки
и внеурочные занятия;
работу родительских гостиных, предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся
площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания;
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых
родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации педагогов-психологов,
врачей, социальных работников, обмениваться опытом;
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных
нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в ОО №147 в
соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей);
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению
классных и общешкольных мероприятий;
целевое взаимодействие с законными представителями детей-сирот, оставшихся
без попечения родителей, приемных детей.
Родительский лекторий
1 классы. Период адаптации.
2 классы. Правила поведения в школе.
3-4 классы. Культура умственного труда в школе и дома.
1-2 классы. Влияние здорового образа жизни родителей на развитие и воспитание ребенка.
3-4 классы. В воспитании мелочей не бывает.
5 классы. Сложности адаптационного периода.
6 классы. Как стать настойчивым в учении, труде, спорте.
7-8 классы. О привычках полезных и вредных
9 классы. Уважительное отношение к людям – основа культуры поведения.
5-6 классы. Психологические особенности возрастного периода и рекомендации родителям.
7-8 классы. Культура учебного труда и организация свободного времени.
9 классы. Система ценностей старшеклассника.
10-11 классы. Уважительное отношение к людям – основа культуры поведения.
10-11 классы. Система ценностей старшеклассника.
Консультация для родителей
1. Организация работы классного родительского комитета
2. «Современный подросток: психология, имидж, нравственные ценности»
3. «Профессии, которые выбирают наши дети»
4. Организация летней занятости детей.
2.5.9. Модуль «Профилактика и безопасность»
Реализация воспитательного потенциала профилактической
деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в ОО №147 предусматривает:
организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в ОО №147
эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия
успешной воспитательной деятельности;
проведение исследований, мониторинга угроз безопасности и ресурсов повышения
безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по
разным направлениям (агрессивное, девиантное поведение, зависимости и др.);
проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами
педагогического коллектива, психолого-педагогической службы и с привлечением сторонних
специалистов (психологов, конфликтологов, работников социальных служб, правоохранительных
органов, опеки и др.);
разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как
с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного
взаимодействия;
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы
профилактики социальных и природных рисков в ОО №147 и в социокультурном окружении
совместно с педагогами, родителями, социальными партнерами (антинаркотические,
антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодежные
объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде,
на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности,
антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и др.);
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально
одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к
негативным воздействиям, групповому давлению;
профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности,
альтернативной девиантному поведению, познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт),
значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиознодуховной, благотворительной, художественной и др.);
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления,
расширения, влияния в ОО №147 маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение,
криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.);
профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психологопедагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные,
социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и др.).
Проводится
работа,
например:
медицинские осмотры
детей,
Дни здоровья,
физкультминутки, спортивные соревнования, тематические классные часы, профилактические
беседы о вреде употребления наркотиков, табакокурения на уроках биологии, химии, физической
культуры, ОБЖ, конкурс рисунков, плакатов, совместная работа с правоохранительными органами,
распространение среди родителей информации об учреждениях и организациях, осуществляющих
диагностиколечение, медико-социальную реабилитацию несовершеннолетних, злоупотребляющих
наркотиками, распространение агитационного материала (на родительских собраниях),
индивидуальное консультирование родителей из «проблемных», конфликтных семей по
предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей.
2.5.10. Модуль «Социальное партнерство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с договорами
о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания
и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные,
региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и др.);
участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных уроков,
внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности;
проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий, внешкольных
мероприятий, акций воспитательной направленности;
проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских)
с представителями организаций-партнеров для обсуждений актуальных проблем, касающихся
жизни ОО №147, муниципального образования, региона, страны;
реализация социальных проектов, разрабатываемых
обучающимися, педагогами
совместно с организациями-партнерами благотворительной, экологической, патриотической,
трудовой и другой направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование
окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
2.5.11. Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Реализация
воспитательного
потенциала
предметно-пространственной
среды
предусматривает совместную деятельность педагогов,
обучающихся,
других
участников
образовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в воспитательном
процессе:
оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в ОО №147
государственной символикой Российской Федерации, города Екатеринбурга (флаг, герб).
организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага
Российской Федерации;
размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и
исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических,
художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися)
с изображениями значимых культурных объектов местности, региона России,
памятных
исторических, гражданских, народных, портретов выдающихся государственных деятелей
России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников
Отечества;
организацию и поддержание в ОО №147 звукового пространства позитивной
духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности (звонкимелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации
оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого этажа,
рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию
позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчеты об
интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и др.;
подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих
с работами друг друга;
поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений ОО №147,
доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение пришкольной территории;
разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств,
спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
создание и поддержание в рекреации перед библиотечно-информационном центре
стеллажей свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут
выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
деятельность классных руководителей и педагогов вместе с обучающимися, их
родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной территории;
разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников,
церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн);
разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.),
акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах,
традициях, укладе ОО №147, актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся
с особыми образовательными потребностями.
3. Организационный раздел
3.1. Кадровое обеспечение
В данном подразделе представлены решения ОО №147 в соответствии с ФГОС по
разделению функционала, связанного с планированием, организацией, обеспечением, реализацией
воспитательной деятельности; по вопросам повышения квалификации педагогических работников
в сфере воспитания, психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ
и других категорий; по привлечению специалистов других организаций (образовательных,
социальных, правоохранительных и др.).
Воспитательный процесс в ОО №147 обеспечивают специалисты:
заместитель директора по воспитательной работе;
советник директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими
общественными организациями;
педагог-организатор;
классные руководители;
педагоги-психологи;
социальный педагог;
педагоги дополнительного образования.
Роль классного руководителя в воспитательной работе в условиях современной школы
1. Формирование среды для личностного роста обучающихся.
2. Создание индивидуальной траектории развития обучающихся.
3. Вовлечение обучающихся в общешкольные мероприятия и акции.
4. Организация внутриклассных мероприятий, поддерживающи концепцию воспитательной
работы ОО №147.
5. Привлечение родителей (законных представителей) класса к участию в общешкольных
мероприятиях и акциях.
6. Профилактика нарушения требований Устава ОО №147 и иных законодательных норм.
7. Мотивирование и привлечение обучающихся к участию в тестированиях,
мониторингах, олимпиадах различного уровня, контроль выполнения.
8. Индивидуальная работа с родителями.
Активность участия классных руководителей в фестивалях, смотрах, конкурсах различных
уровней отмечается признанием на торжественной церемонии по итогам года.
Ежегодно педработники проходят повышение квалификации по актуальным вопросам
воспитания в соответствии с планом-графиком, предоставляемых ИМЦ Железнодорожного района,
Домом Учителя г. Екатеринбурга.
К реализации воспитательных задач привлекаются также специалисты других организаций:
работники КДН и ОДН, участковый инспектор, специалисты. Совместные мероприятия с
инспекторами ПДН по профилактической работе с несовершеннолетними.
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Управление качеством воспитательной деятельности в ОО №147 обеспечивают
следующие локальные нормативно-правовые акты:
положение о классном руководстве;
положение об ученическом самоуправлении;
положение о Совете профилактики;
должностная инструкция заместителя директора по воспитательной работе;
должностная инструкция классного руководителя;
должностная инструкция педагога-психолога;
должностная инструкция социального педагога;
положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений;
положение о совете профилактики; положение об Наблюдательном Совете;
положение о ПМПК;
положение о психолого-педагогической службе;
Правила внутреннего распорядка для обучающихся;
положение о школьном спортивном клубе;
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями
На уровне НОО, ООО, СОО количество обучающихся с ОВЗ ежегодно меняется. Для данной
категории обучающихся в ОО №147 созданы особые условия.
На уровне общностей. Формируются условия освоения социальных ролей, ответственности
и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов, приобретается опыт развития
отношений между обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами. Детская
и детско-взрослая общности в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы,
взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельности. Педагогическое проектирование совместной деятельности в
классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах
обеспечивает условия для освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде,
развивает активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его
развития.
На уровне событий. Проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха,
праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого
ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни класса, гимназии, событиях группы,
формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих силах.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями
являются:
налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их
успешной социальной адаптации и интеграции в ОО №147;
формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны
всех участников образовательных отношений;
построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и
возможностей каждого обучающегося;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие
повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями ОО
№147 ориентируется:
на формирование личности ребенка с особыми образовательными потребностями
с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов
воспитания;
создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся
с особыми образовательными потребностями и их сверстников с использованием адекватных
вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы
воспитателей, педагогов-психологов;
личностно-ориентированный
подход в ОО №147 всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности
обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную
жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность
в воспитательных целях.
Принципы поощрения, которыми руководствуется ОО №147
1. Публичность поощрения — информирование всех учеников школы о награждении,
проведение процедуры награждения в присутствии значительного числа школьников.
2. Прозрачность правил поощрения — они регламентированы положением о награждениях.
Ознакомление школьников и их родителей с локальным актом обязательно.
3. Регулирование частоты награждений — награждения ( по результатам
конкурсов )
проводятся один раз в год по уровням образования.
4. Сочетание индивидуального и коллективного поощрения — использование
индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать индивидуальную и
коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между
обучающимися, получившими и не получившими награды.
5. Привлечение к участию в системе поощрения на всех стадиях родителей (законных
представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их
представителей (с учетом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций,
их статусных представителей.
6. Дифференцированность поощрений — наличие уровней и типов наград позволяет
продлить стимулирующее действие системы поощрения.
3.4.1. Формы фиксации достижений обучающихся, применяемые в ОО №147:
Портфолио. Ведение портфолио отражает деятельность обучающегося при ее организации
и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными
представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих
достижения обучающегося. Ведение
портфолио участника конкурса регламентирует
соответствующий локальный акт.
Портфолио конкурсанта должно включать:
артефакты признания — грамоты, поощрительные письма, фотографии призов и т. д.;
артефакты деятельности — рефераты, доклады, статьи, чертежи или фото изделий и т. д.
Информирование родителей (законных представителей) о поощрении ребенка
осуществляется посредством направления благодарственного письма.
Информация о предстоящих торжественных процедурах награждения, о результатах
награждения размещается на стендах в рекреации здания ш к о л ы , на сайте ОО №147 и в
официальных группах в социальных сетях.
Рейтинги, их форма, публичность, привлечение благотворителей, в том числе из социальных
партнеров, их статус, акции, деятельность должны соответствовать укладу ОО №147, цели,
задачам, традициям воспитания, их использование должно быть согласовано с представителями
родительского сообщества во избежание деструктивного воздействия на взаимоотношения в
отношении гимназии.
3.5. Анализ воспитательного процесса в ОО №147
Осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания,
личностными результатами обучающихся на уровне среднего общего образования, установленными
ФГОС на разные уровни образования.
Основным методом анализа воспитательного процесса является ежегодный самоанализ
воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения
с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. Планирование анализа
воспитательного процесса включено в календарный план воспитательной работы.
3.5.1. Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде
всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада
образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения,
отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями;
развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование
его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических
работников (знание и сохранение в работе цели и задач воспитания, умелое планирование
воспитательной работы, адекватный подбор видов, форм и содержания совместной с
обучающимися, коллегами, социальными партнерами деятельности);
распределенная ответственность за результаты личностного развития обучающихся
ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это результат как организованного
социального воспитания, в котором образовательная организация участвует наряду с другими
социальными институтами, так и стихийной социализации и саморазвития.
Для определения эффективности процесса воспитания необходимо сопоставить
достигнутые результаты с поставленной целью. В качестве главного критерия оценки
результативности воспитательного процесса может выступить воспитанность учащихся, ее
изменения из года в год. Если целевым ориентиром воспитания является личность, способная
строить жизнь, достойную Человека, то, следовательно, основания такой жизни - истина, добро
и красота - могут исполнить роль показателей воспитанности школьника.
Для более целостного и детального анализа и оценки результативности воспитательного
процесса можно использовать и такие показатели, как:
1) внешний вид ребенка;
2) физическое и психическое развитие детей;
3) поведение детей;
4) качественность разнообразной
деятельности;
5) способности и самочувствие детей;
6) ценностные предпочтения;
7) отношение ребенка к своему «Я».
Перечисленные показатели коррелируют с выбранными приоритетами воспитательной
работы ОО №147: личностным ростом, яркой жизнью и здоровым образом жизни. Указанные
приоритеты актуальны для всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов
и родителей. Отраженная в приоритетах внешне-организационная сторона воспитательной
ситуации подкрепляется данными соответствующих анкет классных руководителей, опирающихся
на знание уровня вовлеченности и активности каждого ребенка в воспитательный процесс,
группами встреч педагогов, родительскими клубами. Эффективность воспитательной работы в
соответствии с приоритетами оценивается следующими измерителями.
ПРИОРИТЕТ № 1. Личностный рост
Любовь к Родине. Гуманная педагогика. Духовное развитие. Взаимоуважение.
Добровольчество.
Измерители
1. Процент обучающихся, участвующих в благотворительных акциях, мероприятиях,
направленных на патриотическое, духовное развитие по результатам отчетов классных
руководителей, Совета гимназистов
2. Количество пролонгированного обучающего семинара для классных руководителей 1-4,
5-9, 10-11 классов
3. Процент родителей (законных представителей), участвующих в мероприятиях по
результатам анкетирования и отчетов классных руководителей
ПРИОРИТЕТ № 2. Яркая школьная жизнь
Арт-пространство.
Измерители
1. Процент обучающихся, участвующих в традиционных мероприятиях ОО, конкурсах
и мероприятиях различного уровня по результатам отчетов классных руководителей, Совета
обучающихся.
2. Процент обучающихся 7-10 классов в роли наставников, вожатых в каникулярных сменах,
в летнем лагере по результатам отчетов организаторов
3. Количество родителей (законных представителей) обучающихся 1-4, 5-9, 10-11 классов,
участвующих в традиционных мероприятиях ОО, конкурсах и мероприятиях различного
уровня по результатам отчетов классных руководителей.
ПРИОРИТЕТ № 3. Здоровый образ жизни
Массовые мероприятия. Нормы ГТО. Привлечение родителей
Измерители
1. Процент обучающихся, участвующих в физкультурно-оздоровительных мероприятиях
ОО № 147, сдача норм ГТО по результатам отчетов классных руководителей, КФиС;
2. Процент обучающихся, принявших участие в конкурсах и мероприятиях различного
уровня, направленных на создание условий для формирования приоритетов ЗОЖ и обеспечения
здоровья детей по результатам отчетов классных руководителей.
3. Процент родителей (законных представителей) обучающихся, привлеченных к
организации, проведению, участию в мероприятиях по результатам анкетирования и отчетов
классных руководителей.
Воспитательный результат – это мера соответствия развития ценностных отношений ребенка
и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни, тому уровню
культуры, которого достигло человеческое общество на данный момент своего исторического
развития.