Рабочая программа Индивидуальный проект 10 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 147

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Индивидуальный проект»
для обучающихся 10 класса

Екатеринбург 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Индивидуальному проекту в 10 классе составлена в
соответствии с Основной образовательной программой среднего общего образования МАОУ
СОШ № 147, примерной программой М.В. Половковой «Индивидуальный проект».
Цели изучения предмета и планируемые результаты освоения учебного предмета
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности
обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Актуальность данного курса обусловлена потребностью государства в активном,
самостоятельном, мобильном, информационно грамотном, компетентном гражданине
общества, а также необходимостью формирования учебно-познавательной компетентности
учащихся. Так как она занимает особое место в совокупности компетентностей личности,
обеспечивает присвоение человеком всего целостного и разнообразного мира культуры. Более
того, познавательная составляющая имманентно присутствует в остальных видах ключевых
компетентностей. В тоже время результаты многочисленных исследований учёных,
методистов, педагогов-практиков свидетельствуют о недостаточном уровне владения
учащимися ключевыми образовательными компетентностями и в том числе важнейшей из них
– учебно-познавательной.
Отличительная особенность курса состоит в том, что предмет «Индивидуальный
проект» представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое
обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, что обеспечивает
приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных
областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных
знаний и способов действий при решении практических задач, а также развитие способности
проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности
(познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной).
Индивидуальный проект является логическим завершением школьной проектной
системы и, одновременно, переходным элементом, мостом к взрослой, самостоятельной
жизни человека. Индивидуальный проект выполняется учащимися в течение одного года в
рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть
представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта.
Цель курса: формирование навыков разработки, реализации и общественной
презентации обучающимися результатов исследования индивидуального проекта,
направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Задачи курса:
—
реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам
освоения основной образовательной программы;

—
формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения
методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской
деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
—
повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной
программы, а также усвоения знаний и учебных действий.
Общая характеристика курса.
Содержание программы в основном сфокусировано на процессах исследования и
проектирования (в соответствии с ФГОС) но вместе с тем содержит необходимые отсылки к
другим типам деятельности. При этом программа предполагает практические задания на
освоение инструментария исследования и проектирования в их нормативном виде и в их
возможной взаимосвязи.
Тематически программа построена таким образом, чтобы дать представление о самых
необходимых аспектах, связанных с процессами исследования и проектирования, в
соответствии с существующими культурными нормами. С помощью данного курса
предполагается адаптирование этих норм для понимания и активного использования
школьниками в своих проектах и исследованиях.
Предлагаемый курс рассчитан на 34 ч освоения. Он состоит из нескольких модулей,
каждый из которых является необходимым элементом в общей структуре курса. Логика
чередования модулей выстроена таким образом, чтобы у обучающегося была возможность
изучить часть теоретического материала самостоятельно или под руководством взрослого.
Другая часть модулей специально предназначена для совместной работы в общем
коммуникативном пространстве и предполагает обсуждение собственных замыслов, идей,
ходов. И наконец, третий тип модулей нацелен на собственную поисковую, проектную,
конструкторскую или иную по типу деятельность в относительно свободном режиме. Проходя
один модуль за другим, обучающийся получает возможность сначала выдвинуть свою идею,
затем проработать её, предъявить одноклассникам и другим заинтересованным лицам,
получив конструктивные критические замечания, и успешно защитить свою работу.
Модульная структура даёт возможность её вариативного использования при
прохождении курса: в зависимости от предыдущего опыта в подобных работах могут
предлагаться индивидуальные «дорожные карты» старшеклассника или рабочих команд.
Для самостоятельной работы важны умения, полученные в том числе на предыдущих
этапах обучения, а именно умения искать, анализировать и оценивать необходимую для
работы информацию. Помимо Интернета, следует не только рекомендовать, но и требовать
пользоваться научными и научно-популярными изданиями в библиотечных фондах.
Коммуникативные события, которые включены в процесс тренировки и выполнения
проекта или исследования, следует специально подготавливать и сценировать. Для этого
необходимо заранее продумывать, как будет происходить процесс коммуникации, а именно:
—
что будет предметом доклада или сообщения участников события;
—
каковы функции в обсуждении каждого его участника: задаёт вопросы на
понимание, высказывает сомнения, предлагает встречные варианты и т. д.;

—
какой рабочий формат будет выбран: фронтальная работа с общей дискуссией,
первоначальное обсуждение в группах или парах, распределение ролей и подготовка
шаблонов обсуждения или спонтанные оценки сообщений;
—
кто является регулятором дискуссии — педагог, ведущий (регулирующий) этот
курс, или привлечённый специалист, владеющий способностью выстраивать содержательное
обсуждение, процессом проблематизации и способами выхода в позитивное продолжение
работы.
Большое значение для реализации программы имеют лица в статусе эксперта. Для
старшеклассников, занимающихся проектами и исследованиями, чрезвычайно важна
интеллектуально насыщенная среда, в которой их работа могла бы быть проанализирована с
разных точек зрения. Регулярное сопровождение процесса работы над проектом или
исследованием ведёт ответственный за это педагог. В дополнение обязательно нужны
публичные слушания, во время которых проявляются и проверяются многие метапредметные
и личностные результаты обучения в школе, достигнутые к моменту её окончания.
В качестве экспертов могут выступать учителя школы, выпускники школы — студенты
вузов, представители власти, бизнеса, государственных структур, так или иначе связанных с
тематикой и проблематикой работ старшеклассников. При этом важно понимать, что
необходимо предварительное согласование с экспертами их позиции и функций. С одной
стороны, эксперт должен честно указывать на слабые или ошибочные подходы в
рассуждениях ученика, а с другой — непременно обозначать пути возможных решений,
рекомендовать источники необходимой информации, дополнительные методики, с тем чтобы
у автора идеи не опустились руки и не пропало желание продолжить работу.
Программа, по сути, является метапредметной поскольку предполагает освоение ряда
понятий, способов действия и организаторских навыков, стоящих «над» предметными
способами работы ученика. К ним относятся постановка проблем, перевод проблем в задачи,
схематизация и использование знаков и символов, организация рефлексии, сценирование
события. Несмотря на то, что программа называется «Индивидуальный учебный проект»,
значительная часть занятий предусматривает групповую и коллективную работу. Основные
идеи курса:
—
единство материального мира;
—
внутри- и межпредметная интеграция;
—
взаимосвязь науки и практики;
—
взаимосвязь человека и окружающей среды.
Формами контроля над усвоением материала могут служить отчёты по работам,
самостоятельные творческие работы, тесты, итоговые учебно- исследовательские проекты.
Итоговое занятие проходит в виде научно-практической конференции или круглого стола, где
заслушиваются доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть
представлены в форме реферата или отчёта по исследовательской работе.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействие с:

- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста;
формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
- информатикой (использование ИКТ для индивидуальных проектов);
- с другими предметными областями по теме индивидуального проекта
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности
учащихся (учебное исследование или учебный проект), направленную на формирование
личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
Личностные результаты освоения программы учебного предмета отражают:
уважение к своему народу, гордости за свой край, свою Родину, уважение
государственных символов;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности
в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
9) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных проблем;

сформированность экологического мышления понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета отражают:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
Предметные результаты освоения программы учебного предмета «Индивидуальный
проект» отражают:
сформированность
навыков
коммуникативной,
учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного
применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач,
используя знания нескольких учебных предметов и/или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования
аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации
результатов;
сформированность понятий проект, проектирование
владение знанием этапов проектной деятельности;
владение методами поиска и анализа научной информации.
В результате освоения программы учебного предмета

«Индивидуальный проект»
Обучающиеся научатся
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем
благе;
- восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной
деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном
пространстве;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые
для достижения поставленной цели;
- находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных
областях деятельности человека.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и
объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью
обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков.
Место учебного предмета в учебном плане
«Индивидуальный проект» является обязательной частью учебного плана на ступени
среднего общего образования. Согласно годовому календарному графику школы
образовательный процесс в 10 классе осуществляется в режиме 34 учебных недель. Общее
количество часов по учебному предмету за один год обучения - 34, количество часов в неделю
- 1.
Формы и методы, периодичность и порядок текущей и промежуточной
диагностики планируемых результатов обучающихся
Возможные формы организации деятельности: лекция, беседа, дискуссия,
практическая работа, работа с источниками, в частности с документами. Наибольшее
внимание будет уделено практическим заданиям по выработке запланированных навыков
И умений – выполнению творческих заданий, итогом которых будет являться защита
индивидуальных проектов. Во время учебных занятий могут использоваться различные виды
индивидуальной, парной и групповой работы.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесные методы (проблемная беседа, диспут, дискуссия, публичное выступление
учащегося с докладом);
- наглядные методы (демонстрация способов деятельности: способы решения задач,
правила пользования приборами, демонстрация опытов, презентации);
- практические методы (самостоятельное выполнение творческих упражнений
прикладной направленности, проведение учащимися опытов, исследовательской
деятельности);
- логические методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение);
- проблемно-поисковые методы (проблемное изложение знаний, эвристический метод,
исследовательский метод);
- методы самостоятельной работы (методы управления собственными учебными
действиями: учащиеся приобретают навыки работы с дополнительной литературой, с
учебником, с Интернет-ресурсами, навыки решения учебной проблемы: проверка гипотезы,
проведение эксперимента, выполнение исследовательской деятельности, составление
презентации и её защита).
Формами промежуточной аттестации учащихся
являются участие в
дискуссиях, круглых столах, тестирование, подготовка мультимедийной презентации
по
отдельным проблемам.
Итоговая аттестация проводится в виде конференции.
Содержание курса
Модуль 1. Культура исследования и проектирования (5 ч)
Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и
исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов.
Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области
проектирования:
проект;
технологические,
социальные,
экономические,
волонтёрские, организационные, смешанные проекты.
Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа обучающихся
(индивидуально и в группах) на основе найденного материала из открытых
источников и содержания школьных предметов, изученных ранее (истории,
биологии, физики, химии).
Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его отличие
от других профессиональных занятий.
Раздел 1.4*. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина.
Рассмотрение примера масштабного проекта от первоначальной идеи с системой
аргументации до полной его реализации.

Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование. Разбор
понятий: проектно-конструкторская деятельность, конструирование, техническое
проектирование.
Раздел 1.6. Социальное проектирование как возможность улучшить социальную
сферу и закрепить определённую систему ценностей в сознании учащихся.
Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских
проектов: социокультурные, информационно-консультативные, экологические.
Раздел 1.8*. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение социального
проекта «Дети одного Солнца», разработанного и реализованного старшеклассником.
Раздел 1.9*. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей ITтехнологий для решения практических задач в разных сферах деятельности человека.
Раздел 1.10*. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности.
Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности:
исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования.
Модуль 2. Самоопределение (4 ч)
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта.
Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.
Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим
проектом.
Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам.
Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями.
Раздел 2.5. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для
проекта/исследования.
Модуль 3. Замысел проекта (4 ч)
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом.
Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта.
Раздел 3.3. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов
проекта.
Раздел 3.4*. Роль акции в реализации проектов.
Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта.
Раздел 3.6. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
Модуль 4. Условия реализации проекта (3ч)
Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями
разных предметных дисциплин.
Раздел 4.1. Планирование действий. Освоение понятий: планирование,
прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель.

Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение понятий:
кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы, долговые
и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг.
Раздел 4.3. Сторонники и команда проекта, эффективность использования
вклада каждого участника. Особенности работы команды над проектом,
проектная команда, роли и функции в проекте.
Раздел 4.4. Модели и способы управления проектами.
Модуль 5. Трудности реализации проекта (4 ч)
Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий:
жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация,
утилизация.
Раздел 5.2. Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления.
Раздел 5.3*. Практическое занятие по анализу проектного замысла
«Завод по переработке пластика».
Раздел 5.4*.
Практическое занятие по анализу проектного замысла
«Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов.
Раздел 5.5*. Практическое занятие по анализу региональных проектов
школьников по туризму и краеведению.
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и
исследовательских работ (5 ч)
Раздел 6.1. Позиция эксперта.
Раздел 6.2. Предварительная защита проектов и исследовательских работ,
подготовка к взаимодействию с экспертами.
Раздел 6.3*. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного
металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его
экспертная оценка.
Раздел 6.4. Начальный этап исследования и его экспертная оценка.
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (5ч)
Раздел 7.1. Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий:
изобретение, технология, технологическая долина, агротехнологии.
Раздел 7.2. Видим за проектом инфраструктуру.
Раздел 7.3. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение
понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная совокупность,
выборка респондентов.
Раздел 7.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Освоение
понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности продвижения
проектов в социальных сетях.

Раздел 7.5. Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения
проекта.
Раздел 7.6. Оформление и предъявление результатов проектной и
исследовательской деятельности.
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (3 ч)
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/
исследований старшеклассников

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Модуль 1. Культура исследования и проектирования
1.1

Что такое проект и почему реализация
проекта — это сложно, но интересно

1

0

0

1.2

Выдвижение
проектной
идеи
формирование образа будущего

1

0

1

1.3

Техническое
проектирование
и
конструирование как типы деятельности

1

0

0

1.4

Социальное проектирование: как сделать
лучше общество, в котором мы живём

1

0

0

1.5

Анализируем проекты сверстников

1

0

1

5

0

2

как

Итого по разделу
Модуль 2. Самоопределение
2.1

Исследование как элемент проекта и как
тип деятельности

1

0

0

2.2

Проекты и технологии: выбираем сферы
деятельности

1

0

1

2.3

Создаём элементы образа будущего: что
мы хотим изменить своим проектом

1

0

1

Формируем отношение к проблемам.
Первичное самоопределение. Обоснование

1

1

0

2.4

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

актуальности темы
исследования

для

проекта

или

Итого по разделу

4

1

2

Модуль 3. Замысел проекта
3.1

Понятия «проблема» и «позиция» при
осуществлении проектирования

1

0

0

3.2

Формулирование цели проекта

1

0

1

3.3

Целеполагание и постановка задач.
Прогнозирование результатов проекта

2

0

1

3.4

Поиск недостающей
обработка и анализ

1

0

1

5

0

3

информации,

её

Итого по разделу
Модуль 4. Условия реализации проекта
4.1

Планирование действий — шаг за шагом
по пути к реализации проекта

1

0

0

4.2

Источники финансирования проекта

1

0

0

4.3

Модели управления проектами

1

0

1

3

0

1

Итого по разделу
Модуль 5. Трудности реализации проекта
5.1

Переход от замысла к реализации проекта

1

0

0

5.2

Риски проекта

1

0

0

5.3

Практическое занятие. Анализ проектного
замысла «Завод по переработке пластика»

1

0

1

5.4

Практическое занятие. Анализ проектного
замысла «Превратим мусор в ресурс».
Сравнение проектных замыслов

1

1

0

4

1

1

Итого по разделу

Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ

6.1

Позиция эксперта

1

0

0

6.2

Оцениваем проекты сверстников

1

0

1

6.3

Оценка начального этапа исследования

1

0

1

3

0

2

Итого по разделу

Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта
7.1

Технология как мост от идеи к продукту

1

0

0

7.2

Видим за проектом инфраструктуру

1

0

0

7.3

Опросы
как
проектирования

1

0

1

7.4

Возможности социальных
формы проектов

1

0

0

7.5

Использование видео- ролика в продвижении
проекта

1

0

0

7.6

Оформление и предъявление результатов
проектной и исследовательской деятельности

2

0

2

7

0

3

2

2

0

1

0

0

3

2

0

34

4

14

эффективный

инструмент

сетей.

Сетевые

Итого по разделу
8.1

Презентация
проекта

и

8.2

Итоги проекта

защита

индивидуального

Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

1

Что такое проект и почему реализация
проекта — это сложно, но интересно

1

0

0

2

Выдвижение
проектной
идеи
формирование образа будущего

1

0

1

3

Техническое
проектирование
и
конструирование как типы деятельности

1

0

0

4

Социальное проектирование: как сделать
лучше общество, в котором мы живём

1

0

0

5

Анализируем проекты сверстников

1

0

1

6

Исследование как элемент проекта и как тип
деятельности

1

0

0

7

Проекты и технологии: выбираем сферы
деятельности

1

0

1

8

Создаём элементы образа будущего: что мы
хотим изменить своим проектом

1

0

1

9

Формируем
отношение
к
проблемам.
Первичное самоопределение. Обоснование
актуальности темы
для
проекта или
исследования

1

1

0

как

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

10

Понятия «проблема» и «позиция»
осуществлении проектирования

11

при

1

0

0

Формулирование цели проекта

1

0

1

12

Целеполагание
и
постановка
задач.
Прогнозирование результатов проекта

1

0

0

13

Практическая работа:
постановка задач.»

«Целеполагание

и

1

0

1

14

Поиск
недостающей
обработка и анализ

информации,

её

1

0

1

15

Планирование действий — шаг за шагом по
пути к реализации проекта

1

0

0

16

Источники финансирования проекта

1

0

0

17

Модели управления проектами

1

0

1

18

Переход от замысла к реализации проекта

1

0

0

19

Риски проекта

1

0

0

20

Практическое занятие. Анализ проектного
замысла «Завод по переработке пластика»

1

0

1

21

Практическое занятие. Анализ проектного
замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение
проектных замыслов

1

1

0

22

Позиция эксперта

1

0

0

23

Оцениваем проекты сверстников

1

0

1

24

Оценка начального этапа исследования

1

0

1

25

Технология как мост от идеи к продукту

1

0

0

26

Видим за проектом инфраструктуру

1

0

0

27

Опросы
как
проектирования

28

эффективный

инструмент

1

0

1

Возможности социальных сетей. Сетевые формы
проектов

1

0

0

29

Использование видео- ролика в продвижении
проекта

1

0

0

30

Оформление и предъявление результатов
проектной и исследовательской деятельности

1

0

1

31

Оформление и предъявление результатов
проектной и исследовательской деятельности

1

0

1

32

Презентация и защита индивидуального проекта

1

1

0

33

Презентация и защита индивидуального проекта

1

1

0

34

Итоги проекта

1

0

0

34

4

14

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Список литературы
1. Алексеев Н. Г. Проектирование
и
рефлексивное
мышление
Н. Г. Алексеев // Развитие личности. — 2002. — № 2. — С. 92—115.
2. Боголюбов Л. Н. Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы/ Л. Н.
Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. Ю. Басик и
др.;
под
ред.Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2017.
3. Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития образования /
Ю. В. Громыко. — М.: Московская академия развития образования, 1996.
4. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный
процесс. Начальная школа /
авт.-сост.
Л. В.Годовникова, И. В. Возняк. —
Волгоград: Учитель, 2011.
5. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе / В. С. Лазарев. — Сургут: РИО
СурГПУ, 2014.
6. Леонтович А. В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5—11
классы / А. В. Леонтович, А. С. Саввичев; под ред. А. В. Леонтовича. — М.: ВАКО, 2014.
7. Перельман Я. И. Весёлые задачи. Две сотни головоломок / Я. И. Пе-рельман.
— М.: Аванта+, 2013.
8. Староверова М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога,
работающего с детьми с ОВЗ / М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова и др.;
под ред. М. С. Староверовой. — М.: Вла-дос, 2014.
9. Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия… Полное собрание речей в
Государственной думе и Государственном совете. 1906—1911 / П. А. Столыпин. — М.:
Молодая гвардия, 1991.
10. Устиловская А. А. Метапредмет «Задача» / А. А. Устиловская. — М.: НИИ
Инновационных стратегий развития общего образования: Пуш-кинский институт, 2011.
11. Яковлева Н.Ф. «Проектная деятельность в образовательном учреждении»,
учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014.
12. Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10-11 класс. Учебное пособие/
Л.Е. Спиридонова, Б.А. Комаров, О.В. Маркова, В.М. Стацунова. – Спб.: КАРО, 2019. –
104с
Интернет-ресурсы
1. Официальный информационный сайт строительства Крымского моста
(http://www.most.life/).
2. Проект «Старость в радость» (https://starikam.org/).
3. Просветительский проект «Арзамас» (https://arzamas.academy).
4. Проект «Экологическая тропа» (https://komiinform.ru/news/164370/).
5. Сайт организации «Добровольцы России» (https://добровольцырос-сии.рф/
organizations/55619/info).
6. Волонтёрский
педагогический
отряд
(http://www.ruy.ru/organization/
activities/).
7. Проект Smart-теплицы (http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/request/20370).
8. IT-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758).
9. Объект и предмет исследования — в чём разница? (https:// nauchniestati.ru/blog/
obekt-i-predmet-issledovaniya/).
10. Всероссийский конкурс научно-технологических проектов (https://
konkurs.sochisirius.ru/custom/about).
11. Школьный кубок Преактум (http://preactum.ru/).

12. Большой энциклопедический словарь (http://slovari.299.ru).
13. Понятие «цель» (http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/tzel/47217).
14. Лучшие стартапы и инвестиционные проекты в Интернете (https://
startupnetwork.ru/startups/).
15. Переработка пластиковых бутылок (http://promtu.ru/mini-zavodyi/ minipererabotka-plastika).
16. Робот, который ищет мусор (https://deti.mail.ru/news/12letnyaya-devoch-kapostroila-robota-kotoryy/).
17. Кто такой эксперт и каким он должен быть (http://www.liveexpert.
ru/forum/view/1257990).
18. Как спорить с помощью метода Сократа (https://mensby.com/career/
psychology/9209-how-to-argue-with-socrates-method).
19. Проведение опросов (http://anketolog.ru).
20. Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/).
21. Как создать анкету и провести опрос (www.testograf.ru).
22. Программы для монтажа (https://lifehacker.ru/programmy-dlya-mon-tazhavideo).
23. Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 01.05.2018) «О
благотворительной
деятельности
и
добровольчестве
(волонтёрстве)»
(http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/).

Приложение 1
Чек-лист №1
«Что такое проект? Какие бывают проекты? »
Задание 1. Интернет-серфинг:
Погугли примеры проектов, которые делали твои сверстники. Посмотри, какие проекты
тебе симпатичнее всего и что именно тебе в них понравилось.
Подсказка-1. РДШ как источник идей:
Узнай, что делали уже твои коллеги из РДШ в прошлые годы. Ты можешь узнать об этом у
куратора, задать вопрос старшим товарищам, участвовавших до тебя в проектах РДШ,
например, в «Территории самоуправления». А может быть, всероссийские проекты РДШ
наведут тебя на интересные идеи?
Подсказка-2. Поиск в интернете:
Возможные запросы в гуглояндексе: «молодежные проекты», «молодежные инициативы»,
«подростки сделали проект».
Задание 2. Опрос знакомых:
Поспрашивай своих знакомых (друзей, одноклассников, родителей, учителей), какие
темы для них актуальнее всего, какие вопросы их волнуют.
Подсказка-1. С чего начать разговор:
Подготовь «почву» для опроса. Используй триаду контакта: «приветствие-улыбка-контакт
глаз». Спроси, есть ли у твоего собеседника время, удобно ли будет ему пообщаться. Обозначь
цель твоего интереса: ты собираешь материал, чтобы выбрать тему для проекта.
Пример вступления:
«Привет, Вася! Слушай, вопрос есть один. Есть у тебя минутка? Я сейчас собираю
информацию о том, что может быть интересно и актуально для молодежи, какие проблемы
в обществе больше всего волнуют. Сможешь мне помочь?»
Подсказка-2. Какие вопросы задать:
Существуют открытые и закрытые вопросы. Закрытые вопросы – это те, на которые можно
ответить однозначно, «да» или «нет». Открытые вопросы требуют развернутого ответа.
Примеры открытых вопросов, которые ты можешь задать:



Как думаешь, какие самые острые проблемы ты видишь в обществе?
Если бы у тебя была возможность что-то изменить в обществе, что бы ты изменил?

Подсказка-3. Используй функцию «опрос» в социальных сетях

На следующей страничке ты найдешь удобные бланки – фиксируй ответы на задания там.

1. Результаты сбора информации.
Самые интересные молодежные проекты:
№

Название проекта

Итоговый продукт

1

2

3

2. Топовые темы по результатам опроса знакомых:

1)
2)
3)
4)
5)

Что в проекте считаю
крутым

Приложение 2
Форма проверки Чек-листа №1
Критерий

Баллы
3

2

1

Дополнительные
баллы
0

Задание 1
Задание выполнено полностью

+1 балл за
креативность

+

Задание выполнено частично, но
более 50%

+

Задание выполнено частично,
менее 50%

+

Задание не выполнено

+
Задание 2

Задание выполнено полностью

Задание выполнено частично, но
более 50%
Задание выполнено частично,
менее 50%
Задание не выполнено

+1 балл за
креативность

+

+

+

+

Задание считается успешно выполненным, если обучающийся набрал
минимум 4 балла в сумме 2х заданий, с учетом дополнительных баллов

Приложение 3
Чек-лист №2
Критерий

S - Specific –
Конкретная

M - Measurable
– Измеримая

На какие вопросы
отвечаю
Что именно я хочу
сделать - улучшить,
изменить, достичь,
получить?
В какой конкретно
области или
направлении?
Для кого я буду это
делать?
Сколько и чего я хочу
приобрести?
Какие факты
подтвердят, что цель
достигнута?
Как я узнаю, что
результат достигнут?

A - Achievable/
Ambitious/
Attractive –
Достижимая/
Амбициозная/
Привлекательная

Хочу ли я этого? Будет
ли это интересно?
Смогу ли я достичь эту
цель? Реалистично?
Не слишком ли она
сложная или лёгкая?

R- Relevant/
Resources –
Согласованная
/ Ресурсы

Зачем мне нужен этот
результат? Зачем он
нужен другим людям?
Как сочетается эта цель
с другим моими
задачам? Не мешает ли
им?
Хватает ли мне
ресурсов для ее
реализации? Что
именно мне нужно
подготовить или
сделать заранее?
Что может помешать?
Что - помочь?

Мои варианты
формулировок

Итоговая
формулировка

T – Time-bound
– Определенная
во времени

Сколько времени мне
потребуется всего?
Сколько времени
потребуется в день/в
неделю?
Когда должен быть
получен
запланированный
результат?
Что уже должно быть
готово через неделю?
Месяц?

А теперь соедини все воедино, и получишь четкую цель своего проекта!
П.С. Ее не надо озвучивать каждому, это твоя рабочая лошадка, на которой ты поедешь прямо к
результату!

Подсказочка: А для красоты и простоты формулировки оставь только первую часть (где ты
конкретизировал образ результата). Ее и озвучивай смело всем окружающим и интересующимся




«зачет» за данную работу ставится при грамотной формулировки цели с использованием
технологии SMART

Приложение 4
Чек-лист №3

Перед тобой технические требования по оформлению проекта. Прочитай их внимательно и
отформатируй текст, приведенный на следующем листе. Размести рисунок в тексте там, где он
должен быть по смыслу, подпиши правильно. Поставь нумерацию страниц.

Технические требования:

 Текст: выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, 14 пт, интервал
одинарный, отступ первой строки 1,25;
 Поля: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см.;
 Нумерация страниц: снизу, по центру. На титульном листе не ставится;
 Рисунки, фото, схемы, графики, диаграммы: шрифт Times New Roman, 12 пт. Должны
иметь сплошную нумерацию и названия (под рисунком по центру). На все рисунки должны быть
указания в тексте;

История открытия «животного электричества»
«Рис.1»
Пионером исследования роли электрического поля в живом организме явился профессор анатомии из
Болонского университета Луиджи Гальвани. Начиная с 1775 г. Он стал интересоваться взаимосвязью
между «электричеством и жизнью». В 1786 г. Один из помощников профессора, выделяя

скальпелем мышцу из лапки лягушки, случайно дотронулся им до нерва, идущего к этой мышце.
В это же время на том же столе в лаборатории работала электростатическая машина – генератор
статического электричества, и каждый раз,

лягушки
сокращалась. Гальвани заключил, что каким-то образом электричество
«входит» в нерв и это приводит к сокращению мышцы. Последующие пять лет он посвятил
когда машина давала разряд, мышца

изучению роли различных металлов в их способности вызывать мышечные сокращения. Гальвани
пришел к выводу, что если нерв и мышца лежат на одинаковых металлических
пластинах, то замыкание пластин проволокой не дает никакого эффекта (рис.1). Но
если пластины изготовлены из разных металлов, их замыкание сопровождается
мышечным сокращением.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».