МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 147
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Индивидуальный проект»
для обучающихся 10 класса
Екатеринбург 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Индивидуальному проекту в 10 классе составлена в
соответствии с Основной образовательной программой среднего общего образования МАОУ
СОШ № 147, примерной программой М.В. Половковой «Индивидуальный проект».
Цели изучения предмета и планируемые результаты освоения учебного предмета
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности
обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Актуальность данного курса обусловлена потребностью государства в активном,
самостоятельном, мобильном, информационно грамотном, компетентном гражданине
общества, а также необходимостью формирования учебно-познавательной компетентности
учащихся. Так как она занимает особое место в совокупности компетентностей личности,
обеспечивает присвоение человеком всего целостного и разнообразного мира культуры. Более
того, познавательная составляющая имманентно присутствует в остальных видах ключевых
компетентностей. В тоже время результаты многочисленных исследований учёных,
методистов, педагогов-практиков свидетельствуют о недостаточном уровне владения
учащимися ключевыми образовательными компетентностями и в том числе важнейшей из них
– учебно-познавательной.
Отличительная особенность курса состоит в том, что предмет «Индивидуальный
проект» представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое
обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, что обеспечивает
приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных
областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных
знаний и способов действий при решении практических задач, а также развитие способности
проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности
(познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной).
Индивидуальный проект является логическим завершением школьной проектной
системы и, одновременно, переходным элементом, мостом к взрослой, самостоятельной
жизни человека. Индивидуальный проект выполняется учащимися в течение одного года в
рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть
представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта.
Цель курса: формирование навыков разработки, реализации и общественной
презентации обучающимися результатов исследования индивидуального проекта,
направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Задачи курса:
—
реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам
освоения основной образовательной программы;
—
формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения
методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской
деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
—
повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной
программы, а также усвоения знаний и учебных действий.
Общая характеристика курса.
Содержание программы в основном сфокусировано на процессах исследования и
проектирования (в соответствии с ФГОС) но вместе с тем содержит необходимые отсылки к
другим типам деятельности. При этом программа предполагает практические задания на
освоение инструментария исследования и проектирования в их нормативном виде и в их
возможной взаимосвязи.
Тематически программа построена таким образом, чтобы дать представление о самых
необходимых аспектах, связанных с процессами исследования и проектирования, в
соответствии с существующими культурными нормами. С помощью данного курса
предполагается адаптирование этих норм для понимания и активного использования
школьниками в своих проектах и исследованиях.
Предлагаемый курс рассчитан на 34 ч освоения. Он состоит из нескольких модулей,
каждый из которых является необходимым элементом в общей структуре курса. Логика
чередования модулей выстроена таким образом, чтобы у обучающегося была возможность
изучить часть теоретического материала самостоятельно или под руководством взрослого.
Другая часть модулей специально предназначена для совместной работы в общем
коммуникативном пространстве и предполагает обсуждение собственных замыслов, идей,
ходов. И наконец, третий тип модулей нацелен на собственную поисковую, проектную,
конструкторскую или иную по типу деятельность в относительно свободном режиме. Проходя
один модуль за другим, обучающийся получает возможность сначала выдвинуть свою идею,
затем проработать её, предъявить одноклассникам и другим заинтересованным лицам,
получив конструктивные критические замечания, и успешно защитить свою работу.
Модульная структура даёт возможность её вариативного использования при
прохождении курса: в зависимости от предыдущего опыта в подобных работах могут
предлагаться индивидуальные «дорожные карты» старшеклассника или рабочих команд.
Для самостоятельной работы важны умения, полученные в том числе на предыдущих
этапах обучения, а именно умения искать, анализировать и оценивать необходимую для
работы информацию. Помимо Интернета, следует не только рекомендовать, но и требовать
пользоваться научными и научно-популярными изданиями в библиотечных фондах.
Коммуникативные события, которые включены в процесс тренировки и выполнения
проекта или исследования, следует специально подготавливать и сценировать. Для этого
необходимо заранее продумывать, как будет происходить процесс коммуникации, а именно:
—
что будет предметом доклада или сообщения участников события;
—
каковы функции в обсуждении каждого его участника: задаёт вопросы на
понимание, высказывает сомнения, предлагает встречные варианты и т. д.;
—
какой рабочий формат будет выбран: фронтальная работа с общей дискуссией,
первоначальное обсуждение в группах или парах, распределение ролей и подготовка
шаблонов обсуждения или спонтанные оценки сообщений;
—
кто является регулятором дискуссии — педагог, ведущий (регулирующий) этот
курс, или привлечённый специалист, владеющий способностью выстраивать содержательное
обсуждение, процессом проблематизации и способами выхода в позитивное продолжение
работы.
Большое значение для реализации программы имеют лица в статусе эксперта. Для
старшеклассников, занимающихся проектами и исследованиями, чрезвычайно важна
интеллектуально насыщенная среда, в которой их работа могла бы быть проанализирована с
разных точек зрения. Регулярное сопровождение процесса работы над проектом или
исследованием ведёт ответственный за это педагог. В дополнение обязательно нужны
публичные слушания, во время которых проявляются и проверяются многие метапредметные
и личностные результаты обучения в школе, достигнутые к моменту её окончания.
В качестве экспертов могут выступать учителя школы, выпускники школы — студенты
вузов, представители власти, бизнеса, государственных структур, так или иначе связанных с
тематикой и проблематикой работ старшеклассников. При этом важно понимать, что
необходимо предварительное согласование с экспертами их позиции и функций. С одной
стороны, эксперт должен честно указывать на слабые или ошибочные подходы в
рассуждениях ученика, а с другой — непременно обозначать пути возможных решений,
рекомендовать источники необходимой информации, дополнительные методики, с тем чтобы
у автора идеи не опустились руки и не пропало желание продолжить работу.
Программа, по сути, является метапредметной поскольку предполагает освоение ряда
понятий, способов действия и организаторских навыков, стоящих «над» предметными
способами работы ученика. К ним относятся постановка проблем, перевод проблем в задачи,
схематизация и использование знаков и символов, организация рефлексии, сценирование
события. Несмотря на то, что программа называется «Индивидуальный учебный проект»,
значительная часть занятий предусматривает групповую и коллективную работу. Основные
идеи курса:
—
единство материального мира;
—
внутри- и межпредметная интеграция;
—
взаимосвязь науки и практики;
—
взаимосвязь человека и окружающей среды.
Формами контроля над усвоением материала могут служить отчёты по работам,
самостоятельные творческие работы, тесты, итоговые учебно- исследовательские проекты.
Итоговое занятие проходит в виде научно-практической конференции или круглого стола, где
заслушиваются доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть
представлены в форме реферата или отчёта по исследовательской работе.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействие с:
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста;
формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
- информатикой (использование ИКТ для индивидуальных проектов);
- с другими предметными областями по теме индивидуального проекта
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности
учащихся (учебное исследование или учебный проект), направленную на формирование
личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
Личностные результаты освоения программы учебного предмета отражают:
уважение к своему народу, гордости за свой край, свою Родину, уважение
государственных символов;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности
в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
9) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных проблем;
сформированность экологического мышления понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета отражают:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
Предметные результаты освоения программы учебного предмета «Индивидуальный
проект» отражают:
сформированность
навыков
коммуникативной,
учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного
применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач,
используя знания нескольких учебных предметов и/или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования
аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации
результатов;
сформированность понятий проект, проектирование
владение знанием этапов проектной деятельности;
владение методами поиска и анализа научной информации.
В результате освоения программы учебного предмета
«Индивидуальный проект»
Обучающиеся научатся
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем
благе;
- восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной
деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном
пространстве;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые
для достижения поставленной цели;
- находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных
областях деятельности человека.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и
объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью
обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков.
Место учебного предмета в учебном плане
«Индивидуальный проект» является обязательной частью учебного плана на ступени
среднего общего образования. Согласно годовому календарному графику школы
образовательный процесс в 10 классе осуществляется в режиме 34 учебных недель. Общее
количество часов по учебному предмету за один год обучения - 34, количество часов в неделю
- 1.
Формы и методы, периодичность и порядок текущей и промежуточной
диагностики планируемых результатов обучающихся
Возможные формы организации деятельности: лекция, беседа, дискуссия,
практическая работа, работа с источниками, в частности с документами. Наибольшее
внимание будет уделено практическим заданиям по выработке запланированных навыков
И умений – выполнению творческих заданий, итогом которых будет являться защита
индивидуальных проектов. Во время учебных занятий могут использоваться различные виды
индивидуальной, парной и групповой работы.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесные методы (проблемная беседа, диспут, дискуссия, публичное выступление
учащегося с докладом);
- наглядные методы (демонстрация способов деятельности: способы решения задач,
правила пользования приборами, демонстрация опытов, презентации);
- практические методы (самостоятельное выполнение творческих упражнений
прикладной направленности, проведение учащимися опытов, исследовательской
деятельности);
- логические методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение);
- проблемно-поисковые методы (проблемное изложение знаний, эвристический метод,
исследовательский метод);
- методы самостоятельной работы (методы управления собственными учебными
действиями: учащиеся приобретают навыки работы с дополнительной литературой, с
учебником, с Интернет-ресурсами, навыки решения учебной проблемы: проверка гипотезы,
проведение эксперимента, выполнение исследовательской деятельности, составление
презентации и её защита).
Формами промежуточной аттестации учащихся
являются участие в
дискуссиях, круглых столах, тестирование, подготовка мультимедийной презентации
по
отдельным проблемам.
Итоговая аттестация проводится в виде конференции.
Содержание курса
Модуль 1. Культура исследования и проектирования (5 ч)
Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и
исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов.
Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области
проектирования:
проект;
технологические,
социальные,
экономические,
волонтёрские, организационные, смешанные проекты.
Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа обучающихся
(индивидуально и в группах) на основе найденного материала из открытых
источников и содержания школьных предметов, изученных ранее (истории,
биологии, физики, химии).
Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его отличие
от других профессиональных занятий.
Раздел 1.4*. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина.
Рассмотрение примера масштабного проекта от первоначальной идеи с системой
аргументации до полной его реализации.
Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование. Разбор
понятий: проектно-конструкторская деятельность, конструирование, техническое
проектирование.
Раздел 1.6. Социальное проектирование как возможность улучшить социальную
сферу и закрепить определённую систему ценностей в сознании учащихся.
Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских
проектов: социокультурные, информационно-консультативные, экологические.
Раздел 1.8*. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение социального
проекта «Дети одного Солнца», разработанного и реализованного старшеклассником.
Раздел 1.9*. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей ITтехнологий для решения практических задач в разных сферах деятельности человека.
Раздел 1.10*. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности.
Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности:
исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования.
Модуль 2. Самоопределение (4 ч)
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта.
Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.
Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим
проектом.
Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам.
Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями.
Раздел 2.5. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для
проекта/исследования.
Модуль 3. Замысел проекта (4 ч)
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом.
Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта.
Раздел 3.3. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов
проекта.
Раздел 3.4*. Роль акции в реализации проектов.
Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта.
Раздел 3.6. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
Модуль 4. Условия реализации проекта (3ч)
Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с понятиями
разных предметных дисциплин.
Раздел 4.1. Планирование действий. Освоение понятий: планирование,
прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель.
Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение понятий:
кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы, долговые
и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг.
Раздел 4.3. Сторонники и команда проекта, эффективность использования
вклада каждого участника. Особенности работы команды над проектом,
проектная команда, роли и функции в проекте.
Раздел 4.4. Модели и способы управления проектами.
Модуль 5. Трудности реализации проекта (4 ч)
Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий:
жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация,
утилизация.
Раздел 5.2. Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления.
Раздел 5.3*. Практическое занятие по анализу проектного замысла
«Завод по переработке пластика».
Раздел 5.4*.
Практическое занятие по анализу проектного замысла
«Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов.
Раздел 5.5*. Практическое занятие по анализу региональных проектов
школьников по туризму и краеведению.
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и
исследовательских работ (5 ч)
Раздел 6.1. Позиция эксперта.
Раздел 6.2. Предварительная защита проектов и исследовательских работ,
подготовка к взаимодействию с экспертами.
Раздел 6.3*. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного
металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках проекта и его
экспертная оценка.
Раздел 6.4. Начальный этап исследования и его экспертная оценка.
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (5ч)
Раздел 7.1. Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий:
изобретение, технология, технологическая долина, агротехнологии.
Раздел 7.2. Видим за проектом инфраструктуру.
Раздел 7.3. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение
понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная совокупность,
выборка респондентов.
Раздел 7.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Освоение
понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности продвижения
проектов в социальных сетях.
Раздел 7.5. Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения
проекта.
Раздел 7.6. Оформление и предъявление результатов проектной и
исследовательской деятельности.
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (3 ч)
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/
исследований старшеклассников
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Модуль 1. Культура исследования и проектирования
1.1
Что такое проект и почему реализация
проекта — это сложно, но интересно
1
0
0
1.2
Выдвижение
проектной
идеи
формирование образа будущего
1
0
1
1.3
Техническое
проектирование
и
конструирование как типы деятельности
1
0
0
1.4
Социальное проектирование: как сделать
лучше общество, в котором мы живём
1
0
0
1.5
Анализируем проекты сверстников
1
0
1
5
0
2
как
Итого по разделу
Модуль 2. Самоопределение
2.1
Исследование как элемент проекта и как
тип деятельности
1
0
0
2.2
Проекты и технологии: выбираем сферы
деятельности
1
0
1
2.3
Создаём элементы образа будущего: что
мы хотим изменить своим проектом
1
0
1
Формируем отношение к проблемам.
Первичное самоопределение. Обоснование
1
1
0
2.4
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
актуальности темы
исследования
для
проекта
или
Итого по разделу
4
1
2
Модуль 3. Замысел проекта
3.1
Понятия «проблема» и «позиция» при
осуществлении проектирования
1
0
0
3.2
Формулирование цели проекта
1
0
1
3.3
Целеполагание и постановка задач.
Прогнозирование результатов проекта
2
0
1
3.4
Поиск недостающей
обработка и анализ
1
0
1
5
0
3
информации,
её
Итого по разделу
Модуль 4. Условия реализации проекта
4.1
Планирование действий — шаг за шагом
по пути к реализации проекта
1
0
0
4.2
Источники финансирования проекта
1
0
0
4.3
Модели управления проектами
1
0
1
3
0
1
Итого по разделу
Модуль 5. Трудности реализации проекта
5.1
Переход от замысла к реализации проекта
1
0
0
5.2
Риски проекта
1
0
0
5.3
Практическое занятие. Анализ проектного
замысла «Завод по переработке пластика»
1
0
1
5.4
Практическое занятие. Анализ проектного
замысла «Превратим мусор в ресурс».
Сравнение проектных замыслов
1
1
0
4
1
1
Итого по разделу
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ
6.1
Позиция эксперта
1
0
0
6.2
Оцениваем проекты сверстников
1
0
1
6.3
Оценка начального этапа исследования
1
0
1
3
0
2
Итого по разделу
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта
7.1
Технология как мост от идеи к продукту
1
0
0
7.2
Видим за проектом инфраструктуру
1
0
0
7.3
Опросы
как
проектирования
1
0
1
7.4
Возможности социальных
формы проектов
1
0
0
7.5
Использование видео- ролика в продвижении
проекта
1
0
0
7.6
Оформление и предъявление результатов
проектной и исследовательской деятельности
2
0
2
7
0
3
2
2
0
1
0
0
3
2
0
34
4
14
эффективный
инструмент
сетей.
Сетевые
Итого по разделу
8.1
Презентация
проекта
и
8.2
Итоги проекта
защита
индивидуального
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
1
Что такое проект и почему реализация
проекта — это сложно, но интересно
1
0
0
2
Выдвижение
проектной
идеи
формирование образа будущего
1
0
1
3
Техническое
проектирование
и
конструирование как типы деятельности
1
0
0
4
Социальное проектирование: как сделать
лучше общество, в котором мы живём
1
0
0
5
Анализируем проекты сверстников
1
0
1
6
Исследование как элемент проекта и как тип
деятельности
1
0
0
7
Проекты и технологии: выбираем сферы
деятельности
1
0
1
8
Создаём элементы образа будущего: что мы
хотим изменить своим проектом
1
0
1
9
Формируем
отношение
к
проблемам.
Первичное самоопределение. Обоснование
актуальности темы
для
проекта или
исследования
1
1
0
как
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
10
Понятия «проблема» и «позиция»
осуществлении проектирования
11
при
1
0
0
Формулирование цели проекта
1
0
1
12
Целеполагание
и
постановка
задач.
Прогнозирование результатов проекта
1
0
0
13
Практическая работа:
постановка задач.»
«Целеполагание
и
1
0
1
14
Поиск
недостающей
обработка и анализ
информации,
её
1
0
1
15
Планирование действий — шаг за шагом по
пути к реализации проекта
1
0
0
16
Источники финансирования проекта
1
0
0
17
Модели управления проектами
1
0
1
18
Переход от замысла к реализации проекта
1
0
0
19
Риски проекта
1
0
0
20
Практическое занятие. Анализ проектного
замысла «Завод по переработке пластика»
1
0
1
21
Практическое занятие. Анализ проектного
замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение
проектных замыслов
1
1
0
22
Позиция эксперта
1
0
0
23
Оцениваем проекты сверстников
1
0
1
24
Оценка начального этапа исследования
1
0
1
25
Технология как мост от идеи к продукту
1
0
0
26
Видим за проектом инфраструктуру
1
0
0
27
Опросы
как
проектирования
28
эффективный
инструмент
1
0
1
Возможности социальных сетей. Сетевые формы
проектов
1
0
0
29
Использование видео- ролика в продвижении
проекта
1
0
0
30
Оформление и предъявление результатов
проектной и исследовательской деятельности
1
0
1
31
Оформление и предъявление результатов
проектной и исследовательской деятельности
1
0
1
32
Презентация и защита индивидуального проекта
1
1
0
33
Презентация и защита индивидуального проекта
1
1
0
34
Итоги проекта
1
0
0
34
4
14
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Список литературы
1. Алексеев Н. Г. Проектирование
и
рефлексивное
мышление
Н. Г. Алексеев // Развитие личности. — 2002. — № 2. — С. 92—115.
2. Боголюбов Л. Н. Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы/ Л. Н.
Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. Ю. Басик и
др.;
под
ред.Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2017.
3. Громыко Ю. В. Проектирование и программирование развития образования /
Ю. В. Громыко. — М.: Московская академия развития образования, 1996.
4. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный
процесс. Начальная школа /
авт.-сост.
Л. В.Годовникова, И. В. Возняк. —
Волгоград: Учитель, 2011.
5. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе / В. С. Лазарев. — Сургут: РИО
СурГПУ, 2014.
6. Леонтович А. В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5—11
классы / А. В. Леонтович, А. С. Саввичев; под ред. А. В. Леонтовича. — М.: ВАКО, 2014.
7. Перельман Я. И. Весёлые задачи. Две сотни головоломок / Я. И. Пе-рельман.
— М.: Аванта+, 2013.
8. Староверова М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога,
работающего с детьми с ОВЗ / М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова и др.;
под ред. М. С. Староверовой. — М.: Вла-дос, 2014.
9. Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия… Полное собрание речей в
Государственной думе и Государственном совете. 1906—1911 / П. А. Столыпин. — М.:
Молодая гвардия, 1991.
10. Устиловская А. А. Метапредмет «Задача» / А. А. Устиловская. — М.: НИИ
Инновационных стратегий развития общего образования: Пуш-кинский институт, 2011.
11. Яковлева Н.Ф. «Проектная деятельность в образовательном учреждении»,
учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014.
12. Индивидуальный проект: рабочая тетрадь. 10-11 класс. Учебное пособие/
Л.Е. Спиридонова, Б.А. Комаров, О.В. Маркова, В.М. Стацунова. – Спб.: КАРО, 2019. –
104с
Интернет-ресурсы
1. Официальный информационный сайт строительства Крымского моста
(http://www.most.life/).
2. Проект «Старость в радость» (https://starikam.org/).
3. Просветительский проект «Арзамас» (https://arzamas.academy).
4. Проект «Экологическая тропа» (https://komiinform.ru/news/164370/).
5. Сайт организации «Добровольцы России» (https://добровольцырос-сии.рф/
organizations/55619/info).
6. Волонтёрский
педагогический
отряд
(http://www.ruy.ru/organization/
activities/).
7. Проект Smart-теплицы (http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/request/20370).
8. IT-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758).
9. Объект и предмет исследования — в чём разница? (https:// nauchniestati.ru/blog/
obekt-i-predmet-issledovaniya/).
10. Всероссийский конкурс научно-технологических проектов (https://
konkurs.sochisirius.ru/custom/about).
11. Школьный кубок Преактум (http://preactum.ru/).
12. Большой энциклопедический словарь (http://slovari.299.ru).
13. Понятие «цель» (http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/tzel/47217).
14. Лучшие стартапы и инвестиционные проекты в Интернете (https://
startupnetwork.ru/startups/).
15. Переработка пластиковых бутылок (http://promtu.ru/mini-zavodyi/ minipererabotka-plastika).
16. Робот, который ищет мусор (https://deti.mail.ru/news/12letnyaya-devoch-kapostroila-robota-kotoryy/).
17. Кто такой эксперт и каким он должен быть (http://www.liveexpert.
ru/forum/view/1257990).
18. Как спорить с помощью метода Сократа (https://mensby.com/career/
psychology/9209-how-to-argue-with-socrates-method).
19. Проведение опросов (http://anketolog.ru).
20. Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/).
21. Как создать анкету и провести опрос (www.testograf.ru).
22. Программы для монтажа (https://lifehacker.ru/programmy-dlya-mon-tazhavideo).
23. Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ (ред. от 01.05.2018) «О
благотворительной
деятельности
и
добровольчестве
(волонтёрстве)»
(http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/).
Приложение 1
Чек-лист №1
«Что такое проект? Какие бывают проекты? »
Задание 1. Интернет-серфинг:
Погугли примеры проектов, которые делали твои сверстники. Посмотри, какие проекты
тебе симпатичнее всего и что именно тебе в них понравилось.
Подсказка-1. РДШ как источник идей:
Узнай, что делали уже твои коллеги из РДШ в прошлые годы. Ты можешь узнать об этом у
куратора, задать вопрос старшим товарищам, участвовавших до тебя в проектах РДШ,
например, в «Территории самоуправления». А может быть, всероссийские проекты РДШ
наведут тебя на интересные идеи?
Подсказка-2. Поиск в интернете:
Возможные запросы в гуглояндексе: «молодежные проекты», «молодежные инициативы»,
«подростки сделали проект».
Задание 2. Опрос знакомых:
Поспрашивай своих знакомых (друзей, одноклассников, родителей, учителей), какие
темы для них актуальнее всего, какие вопросы их волнуют.
Подсказка-1. С чего начать разговор:
Подготовь «почву» для опроса. Используй триаду контакта: «приветствие-улыбка-контакт
глаз». Спроси, есть ли у твоего собеседника время, удобно ли будет ему пообщаться. Обозначь
цель твоего интереса: ты собираешь материал, чтобы выбрать тему для проекта.
Пример вступления:
«Привет, Вася! Слушай, вопрос есть один. Есть у тебя минутка? Я сейчас собираю
информацию о том, что может быть интересно и актуально для молодежи, какие проблемы
в обществе больше всего волнуют. Сможешь мне помочь?»
Подсказка-2. Какие вопросы задать:
Существуют открытые и закрытые вопросы. Закрытые вопросы – это те, на которые можно
ответить однозначно, «да» или «нет». Открытые вопросы требуют развернутого ответа.
Примеры открытых вопросов, которые ты можешь задать:
Как думаешь, какие самые острые проблемы ты видишь в обществе?
Если бы у тебя была возможность что-то изменить в обществе, что бы ты изменил?
Подсказка-3. Используй функцию «опрос» в социальных сетях
На следующей страничке ты найдешь удобные бланки – фиксируй ответы на задания там.
1. Результаты сбора информации.
Самые интересные молодежные проекты:
№
Название проекта
Итоговый продукт
1
2
3
2. Топовые темы по результатам опроса знакомых:
1)
2)
3)
4)
5)
Что в проекте считаю
крутым
Приложение 2
Форма проверки Чек-листа №1
Критерий
Баллы
3
2
1
Дополнительные
баллы
0
Задание 1
Задание выполнено полностью
+1 балл за
креативность
+
Задание выполнено частично, но
более 50%
+
Задание выполнено частично,
менее 50%
+
Задание не выполнено
+
Задание 2
Задание выполнено полностью
Задание выполнено частично, но
более 50%
Задание выполнено частично,
менее 50%
Задание не выполнено
+1 балл за
креативность
+
+
+
+
Задание считается успешно выполненным, если обучающийся набрал
минимум 4 балла в сумме 2х заданий, с учетом дополнительных баллов
Приложение 3
Чек-лист №2
Критерий
S - Specific –
Конкретная
M - Measurable
– Измеримая
На какие вопросы
отвечаю
Что именно я хочу
сделать - улучшить,
изменить, достичь,
получить?
В какой конкретно
области или
направлении?
Для кого я буду это
делать?
Сколько и чего я хочу
приобрести?
Какие факты
подтвердят, что цель
достигнута?
Как я узнаю, что
результат достигнут?
A - Achievable/
Ambitious/
Attractive –
Достижимая/
Амбициозная/
Привлекательная
Хочу ли я этого? Будет
ли это интересно?
Смогу ли я достичь эту
цель? Реалистично?
Не слишком ли она
сложная или лёгкая?
R- Relevant/
Resources –
Согласованная
/ Ресурсы
Зачем мне нужен этот
результат? Зачем он
нужен другим людям?
Как сочетается эта цель
с другим моими
задачам? Не мешает ли
им?
Хватает ли мне
ресурсов для ее
реализации? Что
именно мне нужно
подготовить или
сделать заранее?
Что может помешать?
Что - помочь?
Мои варианты
формулировок
Итоговая
формулировка
T – Time-bound
– Определенная
во времени
Сколько времени мне
потребуется всего?
Сколько времени
потребуется в день/в
неделю?
Когда должен быть
получен
запланированный
результат?
Что уже должно быть
готово через неделю?
Месяц?
А теперь соедини все воедино, и получишь четкую цель своего проекта!
П.С. Ее не надо озвучивать каждому, это твоя рабочая лошадка, на которой ты поедешь прямо к
результату!
Подсказочка: А для красоты и простоты формулировки оставь только первую часть (где ты
конкретизировал образ результата). Ее и озвучивай смело всем окружающим и интересующимся
«зачет» за данную работу ставится при грамотной формулировки цели с использованием
технологии SMART
Приложение 4
Чек-лист №3
Перед тобой технические требования по оформлению проекта. Прочитай их внимательно и
отформатируй текст, приведенный на следующем листе. Размести рисунок в тексте там, где он
должен быть по смыслу, подпиши правильно. Поставь нумерацию страниц.
Технические требования:
Текст: выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, 14 пт, интервал
одинарный, отступ первой строки 1,25;
Поля: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см.;
Нумерация страниц: снизу, по центру. На титульном листе не ставится;
Рисунки, фото, схемы, графики, диаграммы: шрифт Times New Roman, 12 пт. Должны
иметь сплошную нумерацию и названия (под рисунком по центру). На все рисунки должны быть
указания в тексте;
История открытия «животного электричества»
«Рис.1»
Пионером исследования роли электрического поля в живом организме явился профессор анатомии из
Болонского университета Луиджи Гальвани. Начиная с 1775 г. Он стал интересоваться взаимосвязью
между «электричеством и жизнью». В 1786 г. Один из помощников профессора, выделяя
скальпелем мышцу из лапки лягушки, случайно дотронулся им до нерва, идущего к этой мышце.
В это же время на том же столе в лаборатории работала электростатическая машина – генератор
статического электричества, и каждый раз,
лягушки
сокращалась. Гальвани заключил, что каким-то образом электричество
«входит» в нерв и это приводит к сокращению мышцы. Последующие пять лет он посвятил
когда машина давала разряд, мышца
изучению роли различных металлов в их способности вызывать мышечные сокращения. Гальвани
пришел к выводу, что если нерв и мышца лежат на одинаковых металлических
пластинах, то замыкание пластин проволокой не дает никакого эффекта (рис.1). Но
если пластины изготовлены из разных металлов, их замыкание сопровождается
мышечным сокращением.