Рабочая программа курса внеурочной деятельности Учение с увлечением 1-4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Учение с увлечением» разработана для внеурочных занятий с
обучающимися 1-4 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной
образовательной программе начального общего образования, на основании учебного плана
МАОУ СОШ № 147
Программа «Учение с увлечение» составлена на основе авторского курса программы
«Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А.
Шейкина).
Программа «Учение с увлечением» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Формирование знаний и умений, необходимых для полноценного функционирования
человека в современном обществе.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
Образовательные:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
– учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
– учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем.
Развивающие:
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения
прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором»,
«комментированное чтение» и др.
Воспитательные:
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе,
науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной,
человечеством и желание быть им полезным.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая
грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для
активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное
понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для
осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в
2

области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений,
которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Место курса в учебном плане
Программа курса внеурочной деятельности «Учение с увлечением» рассчитана на 135
часов и предполагает проведение 1 часа в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа.
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и
естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической
финансовой грамотности.
Формы организации занятий:

предметные недели;

библиотечные уроки;

деловые беседы;

участие в научно-исследовательских дискуссиях;

практические упражнения.
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального
общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности
педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в
структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
3

овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том
числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в
их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка,
знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания
и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить
и предсказывать явления;

4

- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения
и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение
качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру,
литературному чтению и др.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок,
составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части,
составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых
выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и
истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги
платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с
яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её
свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
2 класс
Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научно-познавательный»;
жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов;
составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части,
составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и
личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в
пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел
первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа,
задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц,
5

столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания,
построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности,
периметр треугольника.
Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады,
банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и
повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с
яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав
и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия
частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.
3 класс
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста,
тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по
содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка
прочитанного.
Естественнонаучная грамотность: особенности жизнедеятельности дождевых
червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела,
свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность: бюджет, уровни государственного бюджета, семейный
бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия).
Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного
бюджета.
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в
пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с
графиками.
4 класс
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста,
тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по
содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка
прочитанного.
Естественно-научная грамотность: томат, болгарский перец, картофель, баклажаны,
лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части
растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности
использования человеком.
Финансовая грамотность: потребительская корзина, состав потребительской
корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его
виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность,
благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в
пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на
нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение
различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены
товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с
графиками, умение пользоваться калькулятором.

6

№
п/п
1

2.

3.

4.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
Раздел
Кол-во
Содержание
часов
Читательская
8
В. Бианки. Лис и мышонок.
грамотность
Русская народная сказка.
Мороз и заяц.
В. Сутеев. Живые грибы.
Г. Цыферов. Петушок и
солнышко.
М. Пляцковский. Урок
дружбы.
Грузинская сказка. Лев и
заяц.
Русская народная сказка.
Как лиса училась летать.
Е. Пермяк. Четыре брата.
Математическая
8
Про курочку рябу, золотые
грамотность
и простые яйца.
Про козу, козлят и капусту.
Про петушка и жерновцы.
Как петушок и курочки
делили бобовые зернышки.
Про наливные яблочки.
Про Машу и трех медведей.
Про старика, старуху, волка
и лисичку.
Про медведя, лису и
мишкин мед.
8
Финансовая
За покупками.
грамотность
Находчивый колобок.
День
рождения
мухицокотухи.
Буратино и карманные
деньги.
Кот
Василий
продает
молоко.
Лесной банк.
Как мужик и медведь
прибыль делили.
Как мужик золото менял.
Естественно9
Как Иванушка хотел попить
научная
водицы.
грамотность
Пятачок, Винни-пух и
воздушный шарик.

7

Формы
деятельности
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;

Про репку и другие
корнеплоды.
Плывет, плывет кораблик.
Про
Снегурочку
и
превращения воды.
Как делили апельсин.
Крошка енот и Тот, кто
сидит в пруду.
Иванова соль.
В. Сутеев. Яблоко.
Итого

№
п/п
1

Раздел
Читательская
грамотность

Практические
упражнения

33

Кол-во
часов
8,5

2.

Математическа
я грамотность

8,5

3.

Финансовая
грамотность

8,5

4.

Естественнонаучная
грамотность

8,5

2 класс
Содержание
Михаил Пришвин. Беличья
память.
И. Соколов-Микитов. В
берлоге.
Лев Толстой. Зайцы.
Николай Сладков. Веселая
игра.
Обыкновенные кроты.
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
Полевой хомяк.
Про бобров.
Позвоночные животные.
Про беличьи запасы.
Медвежье, потомство.
Про зайчат и зайчиху.
Лисьи забавы.
Про крота.
Про ежа.
Про полевого хомяка.
Бобры строители.
Встреча друзей.
Беличьи деньги.
Поврежденные
и
фальшивые деньги.
Банковская карта.
Безопасность денег на
банковской карте.
Про кредиты.
Про вклады.
Ловушки для денег.
Такие разные деньги.
Встреча друзей.
Про белочку и погоду.
Лесные сладкоежки.
Про зайчишку и овощи.
Лисьи норы.
8

Формы деятельности
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;

Корень часть растения.
Занимательные
особенности яблока.
Про хомяка и его запасы.
Материал для плотин.
Позвоночные животные.
Итого

№
п/п
1

Раздел
Читательская
грамотность

2.

Естественнонаучная
грамотность

3.

Финансовая
грамотность

4.

Математическая
грамотность

Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

34
3 класс
Кол-во
Содержание
часов
8
Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
Магнит.
8
Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное вещество мел.
Чем интересно мыло и как
оно «работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.
8
Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся
деньги? Зарплата.
Откуда в семье берутся
деньги? Пенсия и
социальные пособия.
Откуда в семье берутся
деньги? Наследство, вклад
выигрыш.
На что тратятся семейные
деньги? Виды расходов.
На что тратятся семейные
деньги? Обязательные
платежи.
Как сэкономить семейные
деньги?
8
Расходы и доходы
бюджета.
Планируем семейный
бюджет.
Подсчитываем семейный
доход.
9

Формы
деятельности
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения

Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;

5

№
п/п
1

Проверочные
работы
Итого

Раздел
Читательская
грамотность

2.

Естественнонаучная
грамотность

3.

Финансовая
грамотность

4.

Математическая
грамотность

2

Пенсии и пособия.
Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.
Подсчитываем расходы.
Расходы на обязательные
платежи.
Подсчитываем
сэкономленные деньги.
Проверь себя

Практические
упражнения

34
4 класс
Кол-во
Содержание
часов
8
Старинная женская одежда.
Старинные женские
головные уборы.
Старинная мужская одежда
и головные уборы.
Жилище крестьянской
семьи на Руси.
Внутреннее убранство и
предметы обихода русской
избы.
История посуды на Руси.
Какие деньги были раньше
в России.
8
Томат.
Болгарский перец.
Картофель.
Баклажан. Семейство
Паслёновые.
Лук.
Капуста.
Горох.
Грибы.
8
Потребительская корзина.
Прожиточный
минимум.
Инфляция.
Распродажи, скидки,
бонусы.
Благотворительность.
Страхование.
8
В бассейне.
Делаем ремонт.
Праздничный торт.
Обустраиваем участок.
Поход в кино.
10

Формы
деятельности
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательски
х дискуссиях;
Практические
упражнения

Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательски
х дискуссиях;
Практические
упражнения
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательски
х дискуссиях;
Практические
упражнения
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательски
х дискуссиях;

Отправляемся в
путешествие.
5

Творческие
работы

2
Итого

Практические
упражнения

Проекты

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема занятия
1. В. Бианки. Лис и мышонок.
2. Русская народная сказка.
Мороз и заяц.
3. В. Сутеев. Живые грибы.
4. Г. Цыферов. Петушок и
солнышко.
5. М. Пляцковский. Урок
дружбы.
6. Грузинская сказка. Лев и
заяц.
7. Русская народная сказка.
Как лиса училась летать.
8. Е. Пермяк. Четыре брата.
9. Про курочку рябу, золотые
и простые яйца.
10. Про козу, козлят и капусту.
11. Про петушка и жерновцы.
12. Как петушок и курочки
делили бобовые зернышки.
13. Про наливные яблочки.
14. Про Машу и трех медведей.
15. Про старика, старуху, волка
и лисичку.
16. Про медведя, лису и
мишкин мед.
17. За покупками.
18. Находчивый колобок.
19. День
рождения
мухицокотухи.
20. Буратино и карманные
деньги.
21. Кот
Василий
продает
молоко.
22. Лесной банк.
23. Как мужик и медведь
прибыль делили.
24. Как мужик золото менял.

1 класс
В том числе
Дата проведения
Всего
часов
Теория
Практика Планир. Факт.
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

1

0,5

0,5

1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1

0,5

0,5

11

25. Как
Иванушка
хотел
попить водицы.
26. Пятачок, Винни-пух и
воздушный шарик.
27. Про репку и другие
корнеплоды.
28. Плывет, плывет кораблик.
29. Про
Снегурочку
и
превращения воды.
30. Как делили апельсин.
31. Крошка енот и Тот, кто
сидит в пруду.
32. Иванова соль.
33. В. Сутеев. Яблоко.
Итого: 33

№
п/п

Тема занятия
1. Михаил Пришвин. Беличья
память.
2. Про беличьи запасы.
3. Беличьи деньги.
4. Про белочку и погоду.
5. И. Соколов-Микитов. В
берлоге.
6. Медвежье потомство.
7. Поврежденные и
фальшивые деньги.
8. Лесные сладкоежки.
9. Лев Толстой. Зайцы.
10. Про зайчат и зайчиху.
11. Банковская карта.
12. Про зайчишку и овощи.
13. Николай Сладков. Веселая
игра.
14. Лисьи забавы.
15. Безопасность денег на
банковской карте.
16. Лисьи норы.
17. Обыкновенные кроты.
18. Про крота.
19. Про кредиты.
20. Корень часть растения.
21. Эдуард Шим. Тяжкий труд.
22. Про ежа.
23. Про вклады.
24. Занимательные
особенности яблока.
25. Полевой хомяк.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

16,5

16,5

2 класс
В том числе
Дата проведения
Всего
часов
Теория
Практика Планир. Факт.
1
0,5
0,5
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1
1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1

0,5

0,5

12

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Про полевого хомяка.
Ловушки для денег.
Про хомяка и его запасы.
Про бобров.
Бобры строители.
Такие разные деньги.
Материал для плотин.
Позвоночные животные.
Встреча друзей.
Итого:

№
п/п

Тема занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

25.
26.

Про дождевого червяка.
Дождевые черви.
Кальций.
Полезный кальций.
Сколько весит облако?
Про облака.
Хлеб, всему голова.
Про хлеб и дрожжи.
Про мел.
Интересное вещество мел.
Про мыло.
Чем интересно мыло и как
оно «работает»?
История свечи.
Про свечи.
Магнит.
Волшебный Магнит.
Проверь себя.
Что такое «бюджет»?
Расходы и доходы
бюджета.
Семейный бюджет.
Планируем семейный
бюджет.
Откуда в семье берутся
деньги? Зарплата.
Подсчитываем семейный
доход.
Откуда в семье берутся
деньги? Пенсия и
социальные пособия.
Пенсии и пособия.
Откуда в семье берутся
деньги? Наследство, вклад
выигрыш.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

34

17

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
17

3 класс
В том числе
Дата проведения
Всего
часов
Теория
Практика Планир. Факт.
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

13

27. Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.
28. На что тратятся семейные
деньги? Виды расходов.
29. Подсчитываем расходы.
30. На что тратятся семейные
деньги? Обязательные
платежи.
31. Расходы на обязательные
платежи.
32. Как сэкономить семейные
деньги?
33. Подсчитываем
сэкономленные деньги.
34. Проверь себя.
Итого:

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1
34

0,5
17

0,5
17

4 класс
№
п/п
1
2
3
4
5

6

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Тема занятия
Старинная женская одежда
Старинные женские
головные уборы
Старинная мужская одежда и
головные уборы
Жилище крестьянской семьи
на Руси
Внутреннее убранство и
предметы обихода русской
избы
Внутреннее убранство и
предметы обихода русской
избы
История посуды на Руси
Какие деньги были раньше в
России
Томат
Болгарский перец
Картофель
Баклажан. Семейство
Паслёновые
Лук
Капуста
Горох
Грибы
Творческая работа
Потребительская корзина
Потребительская корзина
Прожиточный минимум
Инфляция

Всего
часов
1
1

В том числе
Дата проведения
Теория
Практика Планир. Факт.
0,5
0,5
0,5
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

1
1
1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

14

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Распродажи, скидки, бонусы
Распродажи, скидки, бонусы
Благотворительность
Страхование
В бассейне
Делаем ремонт
Делаем ремонт
Праздничный торт
Обустраиваем участок
Поход в кино
Поход в кино
Отправляемся в путешествие
Творческая работа.
Составляем словарик по
финансовой грамотности
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

34

17

17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Буряк М.В., Шейкина С.А. «Функциональная грамотность» 1-4, М.: «Планета», 2022.
2. Виноградовой Н.Ф., Рыдзе О.А., Хомякова И.С. «Функциональная грамотность
младших школьников», М.: Просвещение/Вентана-Граф, 2018.
3. Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
4. Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–
4 классы, М.: ВИТА, 2014.
5. Моторо Н.П., Новожилова Н.В. Сборник математических задач «Основы финансовой
грамотности» в 3 томах. Т.1 для 1-4 классов, Москва, 2019.
6. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001.
7. Павлова Л.А. Как формировать навык чтения у младших школьников. – М.: «Аркти»,
2007.
ЦОР/ЭОР:
1. https://uchi.ru/.
2. Аликина О. В. Введение экономических знаний в обучение младших школьников
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/
3. Загадки и ребусы - http://www.collection-zagadok.ru/zagadki-cat47.html
4. - Загайнова Е. Экономическая викторина «Сказки Пушкина глазами экономиста» http://www.igraza.ru/page-10-1-11.html
5. Землянская Е. Экономика для младших школьников Фестиваль педагогических идей
«Открытый урок» - http://festival.1september.ru/
6. Игры по экономике - http://basic.economicus.ru/igroteka/
7. Свергунова Т. Ю. Игровое занятие «Путешествие в страну «Сказочная экономика» http://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv104.htm
8. Экономические загадки для школьников - http://zanimatika.narod.ru/Narabotki12.htm
9. Уроки тётушки Совы- https://www.youtube.com/watch?v=LVI0-FuzbZA
10. Портал «Профориентир» «Мир профессий» –
http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».