АООП ООО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 147
Г. ЕКАТЕРИНБУРГА

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ №147

Принято на педагогическом совете
Протокол №1 от 29.08.2019

Приказ № 76/7.1-О от 29.08.2019

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР
(вариант 7.1)
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 147

ЕКАТЕРИНБУРГ
2019 год

1

СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АООП ООО
1. Пояснительная
записка…………………………………………………………………………..………………………3
2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего
образования....................................................................................................................................... .. 8
3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего
образования………………………………………………………………………………………….......11
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АООП ООО
Программа формирования универсальных учебных действий ........................ ………………..13
Рабочие программы учебных предметов, курсов ................................................ ………………..13
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся ...... ………………..13
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни…………………………………………………………………………………………………13
5. Программа коррекционной работ……………………………………………………………… 13
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АООП ООО
1. Учебный план основного общего образования ................................................... ……………….21
2. План внеурочной деятельности ............................................................................ ……………….21
3. Календарный учебный график ............................................................................. ……………….23
4. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы ............................................................................................................... ……………..23
1.
2.
3.
4.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. План реализации программы коррекционной работы
Приложение 2. План внеурочной деятельности на учебный год
Приложение 3. Рабочие программы курсов коррекционно-развивающей области

2

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АООП ООО
1.Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - АООП) основного
общего образования

(далее -

ООО)

обучающихся с

задержкой

психического

развития

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной
школы № 147 г. Екатеринбурга (далее - Школа) определяет содержание и организацию
образовательной деятельности обучающихся с задержкой психического развития с учетом
образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений.
АООП ООО ЗПР Школы разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:


Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ.



СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм.
от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015).



СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ»,
утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10.07.2015 № 26,



Уставом школы.
АООП ООО для обучающихся с ЗПР Школы представляет собой комплекс взаимосвязанных

программ, каждая из которых является самостоятельной составляющей обеспечивающей духовнонравственное, социальное, интеллектуальное и общекультурное личностное направления развития
обучающихся начального общего образования.
Реализация АООП ООО для обучающихся с ЗПР предусматривает создание специальных
условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать индивидуальные возможности на основе
особенностей психофизического развития, что поможет обеспечить социальную адаптацию и
коррекцию нарушения развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
Цель АООП ООО для обучающихся с ЗПР Школы: создание условий для освоения содержания
образования, обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником школы целевых
установок, знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными
потребностями и возможностями учащихся, индивидуальными особенностями его развития и
состояния здоровья.

3

Задачи, реализуемые на уровне ООО:


Создание условий для адаптации обучающихся при переходе с первого уровня обучения на
второй уровень основной школы;



Создание условий для успешной самореализации обучающихся в различных видах познавательнообразовательной деятельности;



Формирование и развитие познавательных интересов обучающихся, навыков самообразования,
повышение мотивации обучения;



Создание условий для достижения обучающимися уровня функциональной грамотности,
обеспечивающего готовность человека к решению стандартных задач в различных сферах
жизнедеятельности;



Развитие индивидуальных способностей и склонностей обучающихся по основным учебным
предметам;



Освоение активных форм получения и использования информации;



Организация профессиональной ориентации девятиклассников с ОВЗ;



Диагностика развития индивидуально-личностных особенностей с целью создания условий для
выбора дальнейшего образовательного маршрута.

В основу формирования АООП ООО для обучающихся с ЗПР программы положены
следующие принципы:


Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям
развития и подготовки обучающихся;



Учет типологических, психофизиологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;



Коррекционная направленность образовательной деятельности;



Развивающая направленность образовательной деятельности, развитие личности и расширение
его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей обучающегося;



Онтогенетический принцип;



Принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала
с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей, обучающихся;



Принцип преемственности;



Принцип целостности содержания образования (в основе содержания образования не понятие
предмета, а понятие предметной области);



Принцип амплификации- обогащения и переноса усвоенных знаний, умений, и навыков, и
отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации,
что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире;

4



Принцип сотрудничества с семьей.
АООП ООО для обучающихся с ЗПР разработана с учетом психолого-педагогической

характеристики обучающихся с задержкой психического развития.
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных
условий.
Дети с ЗПР – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует
мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма,
счета). Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно
или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме
того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети,
несмотря на их возможности, не достигают в гимназии желаемых результатов. Обучающемуся с ЗПР
необходим хорошо структурированный материал. Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения,
основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного материала. Важно, чтобы школьники
через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в
свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом,
вызывающим желание учиться.
В

основу

реализации

АООП

ООО

для

обучающихся

с

ЗПР

заложены

дифференцированный и деятельностный подходы.
Деятельностный подход обеспечивает создание условий для общекультурного и личностного
развития на основе формирования УУД, успешного усвоения системы научных знаний, умений и
навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей
ступени, и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей,
обучающихся с ОВЗ (ЗПР). Выделяют общие образовательные потребности для всех обучающихся с
ОВЗ и особые для обучающихся с ЗПР.
К общим образовательным потребностям, обучающихся с ОВЗ относятся:


получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного
нарушения развития;



выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между
дошкольным и школьным этапами;



получение основного общего образования в условиях образовательных организаций общего или
специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;



обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через
содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;



психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и

5

соучениками;


психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и
образовательной организации;



постепенное

расширение

образовательного

пространства,

выходящего

за

пределы

образовательной организации.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР:
Учащиеся с задержкой психического развития обучаются

по

общеобразовательным

программам массовой школы.
Учебный план обучающихся с задержкой психического развития составлен с учетом решения
двух основных задач:


гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания
отдельных предметных областей;



упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;



организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков
обучающихся с ЗПР («пошаговым» предъявлении материала, дозированной при помощи
взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих общему
развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития;



развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и
профилактики нарушений;



постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и
совершенствовании освоенных умений;



необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;



постоянное

стимулирование познавательной

активности,

побуждение

интереса

к

себе,

окружающему предметному и социальному миру;


обеспечение взаимодействия семьи и учреждения для формирования социально активной
позиции, нравственных и общекультурных ценностей.
В целях более успешной динамики в общем развитии отдельных обучающихся, коррекции

недостатков их психического развития, а также восполнения пробелов в знаниях предусмотрены
коррекционные групповые и индивидуальные занятия с психологом не менее 1 часа в неделю.
Для учащихся, которые имеют специфические речевые нарушения, организуются занятия по
логопедии вне школы.
В

целях

ликвидации

пробелов

в

знаниях

учащихся

учителя-предметники

должны

осуществлять индивидуальный подход к учащимся на уроках. При этом должны учитываться
рекомендации психолога, учителя-логопеда, дефектолога, классного руководителя об особенностях
развития, организации познавательной деятельности школьника. Включать в уроки задания

6

развивающей направленности.
АООП

ООО

для

обучающихся

с

ЗПР

предусматривает

различные варианты

специального сопровождения обучающихся данной категории:


обучение в общеобразовательном классе по АООП ООО обучающихся с ЗПР;



обучение по индивидуальным программам с использованием надомной и (или) дистанционной
формы обучения;



организация коррекционно-развивающих занятий педагогами, специалистами сопровождения
Школы.

АООП ООО для обучающихся с ЗПР содержит обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательного процесса. Обязательная часть составляет 80%, часть, формируемая
участниками образовательных отношений- 20% от общего объема Программы.
Школа

знакомит

родителей

(законных

представителей)

обучающихся

(участников

образовательных отношений):


с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного
процесса в Школе;



с их правами и обязанностями в части формирования и реализации АООП ООО, установленными
законодательством Российской Федерации и Уставом Школы.
Нормативный срок освоения Адаптированной общеобразовательной программы составляет

пять лет. Для обучающихся с ЗПР нормативный срок освоения программы может быть увеличен с
учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в
соответствии с рекомендациями ТПМПК).
Планируемые результаты освоения обучающимися
АООП ООО
Общая характеристика планируемых результатов освоения АООП ООО обучающихся с
ЗПР (далее - Планируемые результаты) соответствует ООП ООО Школы.
Планируемые результаты освоения АООП ООО для обучающихся с ЗПР дополняются
результатами освоения программы коррекционной работы.
Учебные программы, в которых устанавливаются планируемые результаты на уровне
основного общего образования для обучающихся с ЗПР по АООП ООО, соответствуют ООП ООО
Школы. В учебные программы, в которых устанавливаются планируемые результаты основного
общего образования для обучающихся с ЗПР по АООП ООО, включаются программы курсов
коррекционно-развивающей области.
Структура планируемых результатов АООП ООО соответствует ООП ООО Школы.
Структура планируемых результатов АООП ООО дополняется Планируемыми результатами,
характеризующие личностное развитие обучающихся, коррекцию в психофизическом развитии:

7



содержатся в программах курсов коррекционно-развивающей области,



оцениваются в ходе мониторинговых процедур (стартовая, текущая, итоговая диагностика),



объектом оценки является наличие положительной динамики преодоления отклонений развития.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП ООО

соответствуют требованиям к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
ООП ООО Школы.
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП ООО дополняются требованиями к
результатам освоения программы коррекционной работы (курсов коррекционно-развивающей
области).
Результаты

освоения

программы

коррекционной

работы

(коррекционно-развивающей

области) должны соответствовать требованиям:
1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Медицинская коррекция и реабилитация»:


Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в
физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации.



Умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными средствами в разных ситуациях
(очки,

специальное

кресло,

индивидуально

адаптированное

рабочее

место,

специализированные клавиатуры компьютера, заменители традиционной мышки, памперсы и
др.).


Умение удовлетворять биологические и социальные потребности, адаптироваться к
окружающей среде.



Понимание ребёнком того, что попросить о помощи при проблемах в жизнеобеспечении - это
нормально и необходимо, не стыдно, не унизительно. Умение адекватно выбрать взрослого и
обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас
фраз и определений.



Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю
(работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области
жизнеобеспечения.



Прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту.



Представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в разнообразные
повседневные дела, принимать посильное участие в них, адекватная оценка своих
возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней
жизни. Сформированность умения брать на себя ответственность в этой деятельности.



Представление об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в пространстве
школы и просить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий.
Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное

8

участие в них, брать на себя ответственность. Прогресс ребёнка в этом направлении.


Стремление ребёнка активно участвовать в подготовке и проведении праздников и других
мероприятий дома и в школе, прогресс в этом направлении.
2.

Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по

направлению «Психологическая коррекция познавательных процессов»:


Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое,
задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность.



-Умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать пространственные и
метрические признаки предметов, использование словесного обозначения пространственных
отношений.



Увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной
модальности.



Умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия.



Умение планировать свою деятельность по времени и содержанию.



Умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы.



Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос
о специальной помощи.
3.

Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по

направлению «Психологическая коррекция эмоциональных нарушений»:


Смягчение

эмоционального

самостоятельности,

устранение

дискомфорта

ребенка,

вторичных

повышение

личностных

реакций,

активности

и

обусловленных

эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость,
тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность.


Модифицирование

эмоциональных

отношений

и

переживаний

ребенка,

способов

реагирования на отношение к нему окружающих.


Умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и управлять
ими.



Практические

умения

саморегуляции,

включающие

выработку навыков

управления

вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса.


Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по направлению:
«Психологическая коррекция социально-психологических проявлений»:



Уменьшение ореола исключительности психологических проблем.



Умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих общие проблемы и
цели.



Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу,

9

пожелание, опасения, завершить разговор.


Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д. Умение
получать и уточнять информацию от собеседника.
4. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Коррекция нарушений речи»:


Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную,
невербальную) как средство достижения цели.



Формирование слухового контроля за своим произношением и фонематическим анализом.



Нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при и вне фонации.



Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи.



Автоматизация поставленных звуков.



Умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим
человеком. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с
другими людьми.

5. Требования

к

результатам

реализации

программы

коррекционной

работы

по

направлению «Коррекция нарушений чтения и письма»:


-Умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и грамматических связей в
русском языке из слов, не имеющих семантической значимости.



Умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне.



Умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов.



Умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом уровне.



Умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне.

Программа коррекционной работы, направленной на поддержку ребенка в освоении АООП
ООО, составляется в соответствии с рекомендациями ИПР (в разделе: «Мероприятия психологопедагогической реабилитации»).
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются
применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными
возможностями и особыми образовательными потребностями.
Планируемые

результаты

освоения

междисциплинарной

программы

«Формирование

универсальных учебных действий» АООП ООО, ее разделов «Чтение. Работа с текстом» и
«Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» соответствуют ООП ООО Школы.
Планируемые результаты освоения учебных программ АООП ООО по учебным предметам
соответствуют ООП ООО Школы.

10

3.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения
АООП ООО
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов АООП ООО

(далее — Система оценки) соответствует ООП ООО.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой аттестации в
иных формах (в соответствии с особенностями обучающегося с ЗПР).
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО (кроме программы
коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Достижения планируемых результатов освоения АООП ООО определяются по завершению обучения
в основной школе, поскольку у обучающегося с ЗПР может быть индивидуальный темп освоения
содержания образования и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие
промежутки времени объективно невозможна.
Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный предмет в структуре АООП
ООО не должна служить препятствием для выбора или продолжения ее освоения, поскольку у данной
категории обучающихся может быть специфическое расстройство школьных навыков (дислексия,
дисграфия, дискалькулия), а так же выраженные нарушения внимания и работоспособности,
нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие ее освоению в полном объеме.
Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента
её образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное
обучение, переводятся на обучение по другому варианту АООП в соответствии с рекомендациями
ПМПК, либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной
итоговой аттестации освоения АООП ООО в иных формах.
1.3.1.Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам
освоения АООП ООО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
 особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
 привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для
обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения
заданий);
 присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
 адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных
трудностей обучающихся с ЗПР:
1. упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2. упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые
единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3. в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно
прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
 при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт,
четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по
грамматическому и семантическому оформлению и др.);
 при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей
(одобрение,
эмоциональная
поддержка),
организующей
(привлечение
внимания,

11

концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки),
направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
 увеличение времени на выполнение заданий;
 возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении
ребенка проявлений утомления, истощения;
 недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций,
приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП ООО
должна предусматривать оценку достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов
освоения программы коррекционной работы.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности являются оценка
образовательных

достижений

обучающихся

с

ЗПР

и

оценка

результатов

деятельности

образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются для
оценки состояния и тенденций развития системы образования. Система оценки достижения
обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения АООП ООО
призвана решить следующие задачи:


закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать объект и
содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы
представления результатов, условия и границы применения системы оценки;



ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание
обучающихся с ЗПР, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных
предметов и формирование универсальных учебных действий;



предусматривать оценку достижений обучающихся с ЗПР и оценку эффективности деятельности
образовательной организации; позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений
обучающихся с ЗПР и развития жизненной компетенции.
Результаты достижений обучающихся с ЗПР в овладении АООП ООО являются значимыми

для оценки качества образования обучающихся с ЗПР. При определении подходов к осуществлению
оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы: 1) дифференциации оценки
достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; 2) динамичности оценки достижений,
предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных
способностей и возможностей обучающихся с ЗПР; 3) единства параметров, критериев и
инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП ООО, что сможет обеспечить
объективность оценки.
В качестве метода оценки результатов, помимо указанных в ООП ООО Школы, используется
метод экспертной оценки (заключения специалистов шПМПк) на основе мнений группы
специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума (шПМПк), работающих с
ребенком.

12

АООП ООО ЗПР Вариант 7.1. для учащихся с ЗПР, имеющих инвалидность, дополняется
индивидуальной программой реабилитации инвалида в части создания специальных условий получения
образования.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АООП ООО

1.

Программа формирования универсальных учебных действий АООП ООО

обучающихся с ЗПР (далее - Планируемые результаты) соответствует ООП ООО Школы.

2.

Рабочие программы учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности

соответствуют ООП ООО Школы.

3.

Программа

духовно-нравственного

развития,

воспитания

обучающихся

соответствует ООП ООО Школы.

4.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного

образа жизни соответствует ООП ООО Школы.
5. Программа коррекционной работы
Программа

коррекционной

работы

направлена

на

осуществление

специальной

поддержки (сопровождения) освоения АООП ООО обучающимися с ЗПР.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями:
1.

Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ,

2.

СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям

обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях",

утвержденными

постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от
29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015),
3.

СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и

организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по

адаптированным

основным

образовательным

программам

для

обучающихся

с

ОВЗ»,

утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 10.07.2015 № 26,
4.

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования

(далее - ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373
(с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015),
5.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

основного

общего

образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом
Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598,
6.

Уставом Школы,

7.

а также с учетом опыта работы Школы по данной проблематике.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения
и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР

13

посредством индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности.
Программа коррекционной работы предусматривает различные варианты специального
сопровождения детей с ЗПР:
8.

обучение в общеобразовательном классе по АОП;

9.

обучение по индивидуальным программам с использованием надомной и (или)

дистанционной формы обучения;
10.

организация

коррекционно-развивающих

занятий

педагогами,

специалистами

сопровождения Школы.
Программа коррекционной работы реализуется в ходе всего учебно-образовательного
процесса:
11.

через содержание и организацию образовательной деятельности (индивидуальный и

дифференцированный подход, поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;
обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения
негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к
школьному обучению);
12.

в рамках внеурочной деятельности, курсов коррекционно-развивающей области в

форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (психологическая
коррекция познавательных процессов, эмоциональных нарушений, социально-психологических
проявлений; коррекция устной речи, коррекции нарушений чтения и письма, препятствующих
полноценному усвоению программы по всем предметным областям);
13.

в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся

обязательна организация специальной поддержки коллектива педагогов, родителей, обучающихся,
ребенка с ЗПР (помощь в формировании адекватных отношений между ребенком с ЗПР,
одноклассниками,

родителями,

педагогами;

работа по

профилактике внутриличностных и

межличностных конфликтов в классе/Школе); степень участия специалистов сопровождения Школы
варьируется по необходимости.
Целью программы коррекционной работы является создание условий для оказания
комплексной помощи обучающимся с ОВЗ (далее ЗПР) в освоении ими ООП ООО, коррекция
недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, социальной адаптации.
Задачи программы:
14.

своевременное выявление детей с ЗПР;

15.

определение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории

обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом и речевом
развитии;
16.

определение

особенностей

организации

14

образовательной

деятельности

для

рассматриваемой категории обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями,
структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
17.

создание

условий,

способствующих

освоению

рассматриваемой

категории

обучающихся АООП ООО, их интеграции в Школе;
18.

осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической

помощи категории обучающихся с учётом особенностей их психического, речевого и (или)
физического развития, индивидуальных возможностей;
19.

организация

индивидуально-ориентированного

коррекционно-развивающего

воздействия (занятий) по преодолению недостатков психического, речевого и (или) физического
развития, оказанию помощи в освоении АООП ООО;
20.

разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);

21.

реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными

возможностями здоровья;
22.

оказание

консультативной

и

методической

помощи

родителям

(законным

представителям) детей указанной категории, обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
23.

Принцип соблюдения интересов обучающегося - специалист призван решать проблему

обучающегося с максимальной пользой и в его интересах.
24.

Принцип системности - обеспечивает системный подход к анализу особенностей

развития и коррекции нарушений, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, то есть
единство диагностики, коррекции и развития, а также взаимодействие и согласованность действий
специалистов в решении проблем обучающегося, участие в данном процессе всех участников
образовательной деятельности.
25.

Принцип непрерывности - гарантирует обучающемуся и его родителям (законным

представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к
её решению.
26.

Принцип вариативности - предполагает создание вариативных условий для получения

образования обучающимися, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом
развитии.
27.

Принцип рекомендательного характера оказания помощи - обеспечивает соблюдение

гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ
выбирать формы получения детьми образования, организации, осуществляющие образовательную
деятельность, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с
родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в
специальные (коррекционные) организации, осуществляющие образовательную деятельность

15

(классы, группы).
Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося указанной
категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется в соответствии с
рекомендациями ПМПК, ИПР. Помимо психологической коррекции познавательных процессов,
эмоциональных нарушений, социально-психологических проявлений; коррекция устной речи,
коррекции нарушений чтения и письма, необходимым направлением программы коррекционной
работы является медицинская коррекция и абелитация (лечебно-воспитательные мероприятия,
медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение).
Этапы реализации программы коррекционной работы:
1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).
Результат: оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей,
определение специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной
среды на предмет соответствия требованиям программно-методического обеспечения,
материально-технической и кадровой базы организации.
2.

Этап

планирования,

организации,

деятельность). Результат: организация

координации

образовательной

(организационно-исполнительская
деятельности

коррекционно-

развивающей направленности, а также процесса специального сопровождения детей указанной
категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при целенаправленно
созданных

(вариативных)

условиях

обучения,

воспитания,

развития,

социализации

рассматриваемой категории детей.
3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольнодиагностическая деятельность). Результат: констатация соответствия созданных условий и
выбранных

коррекционно-развивающих

и

образовательных

программ

особым

образовательным потребностям ребенка.
4. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результат:
внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей
указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, корректировка
условий и форм обучения, методов и приемов работы.
Программа коррекционной работы Школы включает взаимосвязанные направления,
которые отражают её содержание:


диагностическая работа;



коррекционно-развивающая работа;



консультативная работа;



информационно-просветительская работа.
(План реализации программы коррекционной работы в Приложении 1.)
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление обучающихся с ЗПР,

16

проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психологомедико-педагогической помощи в условиях Школы.
Диагностическая работа включает:
1. раннюю (с первых дней пребывания, обучающегося в Школе) диагностику отклонений в
развитии и анализ причин трудностей адаптации;
2. комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической информации от
специалистов Школы;
3. определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося указанной
категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных
возможностей;
4. изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, обучающихся;
5. изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
6. изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающегося указанной
категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
7. системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;
8. анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая

работа

обеспечивает

своевременную

специализированную помощь (поддержку) в освоении базового содержания образования и коррекции
нарушений устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и письма, препятствующих
полноценному усвоению программы по всем предметным областям, способствует формированию
универсальных учебных действий у указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Коррекционно-развивающая работа включает:
1. выбор оптимальных для развития указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья с коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в
соответствии с его особыми образовательными потребностями;
2. организацию и проведение педагогами и специалистами индивидуальных и групповых
коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и
трудностей

обучения

(согласно

расписанию

коррекционно-развивающих

занятий

специалистов);
3. системное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающегося в динамике
образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий
и коррекцию отклонений в развитии;
4. коррекцию и развитие высших психических функций;
5. развитие эмоционально-волевой и личностной сфер указанной категории, обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и психокоррекцию его поведения;

17

6. социальную защиту указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья

в

случаях

неблагоприятных

условий

жизни

при

психотравмирующих

обстоятельствах.
Консультативная

работа

обеспечивает

непрерывность

специального

сопровождения

указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей по
вопросам

реализации

дифференцированных

психолого-педагогических

условий

обучения,

воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
1. выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с
обучающимся, единых для всех участников образовательного процесса;
2. консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуальноориентированных
методов и приёмов работы с обучающимся;
3. консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов
коррекционного обучения ребёнка.
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по
вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для

данной категории

обучающихся, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими,
так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
1. различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды,
печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям
(законным

представителям),

педагогическим

работникам

—

вопросов,

связанных с

особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
2. проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению
индивидуально-типологических

особенностей

различных

категорий,

обучающихся

с

ограниченными возможностями здоровья.
Реализация указанных направлений по системному сопровождению (специальной поддержке)
указанной

категории

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья в

Школе

обеспечивается наличием в Школе специалистов разного профиля (педагог-психолог, учительдефектолог, учитель-логопед, социальный педагог) и школьного психолого-медико-педагогического
консилиума (далее - шПМПк), которые входят в его постоянный состав. Школьный ПМПк
является основным механизмом взаимодействия специалистов. Персональный состав шПМПк
ежегодно утверждается приказом директора Школы.

18

Основные требования к условиям реализации программы:
1. психолого-педагогическое обеспечение;
2. программно-методическое обеспечение;
3. кадровое обеспечение;
4. материально-техническое обеспечение.
Психолого-педагогическое обеспечение


обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок,
вариативные

формы

получения

образования

и

специализированной

помощи)

в

соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, ИПР;


обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебновоспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение
комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических
технологий,

в

том

числе

информационных,

компьютерных

для

оптимизации

образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);


обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач
обучения, ориентированных на особые образовательные потребности указанной категории
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения
специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих
в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование
специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и
коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности
детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики
нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое
на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);



обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим,
укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных
и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических
правил и норм);



обеспечение участия указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с
нормально

развивающимися

детьми

в

проведении

воспитательных,

культурно-

развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;


развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения
психического и (или) физического развития.

Программно-методическое обеспечение


В процессе реализации Программы коррекционной работы используются:

19



адаптированные

основные

общеобразовательные

программы

начального

общего

образования,


коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционноразвивающий
инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности
учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда,



в случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или)
физического

развития

по

индивидуальному

учебному

плану

-

использование

адаптированных общеобразовательных программ.
Кадровое обеспечение


Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации,
имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную
курсовую профессиональной подготовку.



В штатное расписание Школы введены ставки учителя-логопеда, педагога-психолога,
социального педагога. Уровень квалификации работников образовательного учреждения
соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.



Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими
нарушения

развития,

обусловливает

необходимость

специальной

подготовки

педагогического коллектива Школы. Для этого обеспечено повышение квалификации
работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования
детей с ОВЗ.


При необходимости в процесс реализации АООП ООО для обучающихся с ЗПР Школа
может временно или постоянно обеспечить участие тьютора, который должен иметь
высшее

профессиональное

образование

по

направлению

«Специальное

(дефектологическое) образование» либо по одному из его профилей (специальностей), или
пройти курсы переподготовки по соответствующей программе, и стаж педагогической
работы не менее 2 лет.
Материально-техническое обеспечение


Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих материальнотехнических условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и
(или) психического развития в здание и помещения Школы, организацию их пребывания,
обучения в Школе (архитектурная среда для обучающихся с ОВЗ), также позволяющих
обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды Школы:



наличие кабинета для занятий с педагогом-психологом(1)



наличие кабинета для логопедических занятий (1)



Необходимо

предусмотреть

наличие

персональных

компьютеров,

технических

приспособлений (специальная клавиатура, различного вида контакторы, заменяющие

20

мышь, джойстики, трекболы, сенсорные планшеты). В этом случае сопровождать работу
ребенка во время урока должен тьютор.
Информационное обеспечение


Необходимым условием реализации программы является создание информационной
образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей,
имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационнокоммуникационных технологий.



Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными
возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым
источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим
наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам
деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Планируемые результаты Программы коррекционной работы:



Положительная динамика в освоении обучающимися базового уровня содержания
образования - достижение личностных, метапредметных, предметных результатов АООП
ООО.



Максимально возможная коррекция недостатков физического и/или психического развития
(уровень жизненной компетенции обучающегося с ЗПР).



Социальная адаптация обучающихся.



Планируемые результаты Программы коррекционной работы конкретизируются в
программах обязательных коррекционно-развивающих курсов. Рабочие программы курсов
коррекционно-развивающих занятий АООП ООО вынесены в Приложение 3.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АООП ООО
1. Учебный план АООП ООО

Учебный план АООП ООО для обучающихся с ЗПР (обязательные предметные области
учебного плана и учебные предметы) соответствуют ООП ООО школы.
План внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности АООП ООО для обучающихся с ЗПР разработан на
основе следующих нормативно-правовых документов:
1.

Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ,

2.

СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения
и

организации

обучения

в

общеобразовательных

учреждениях",

утвержденными

постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм.
от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015),
3. СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по

21

адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ»,
утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10.07.2015 № 26,
4.

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
(далее - ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009
№373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015,

5. 31.12.2015),
6.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

утвержденный

приказом

Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598.
7. План внеурочной деятельности направлен на достижение обучающимися планируемых
результатов освоения АООП основного общего образования и обеспечивает реализацию
индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и запросов обучающихся, их
родителей (законных представителей).
8. Реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности.
9. Внеурочная деятельность для обучающихся 5-9 классов организуется в объеме до 10 часов в
неделю по следующим направлениям:
10. спортивно-оздоровительное
11. общекультурное
12. общеинтеллектуальное
13. духовно-нравственное
14. социальное.
15. План внеурочной деятельности по направлениям АООП ООО для обучающихся с ЗПР (кроме
коррекционно-развивающей области) соответствуют ООП ООО школы.
Для обучающихся с ЗПР обязательной частью внеурочной деятельности является
коррекционно-развивающая область.
Коррекционно-развивающая область поддерживает процесс освоения содержания АООП
ООО, обеспечивает коррекцию недостатков в развитии обучающихся. Часы, отводимые на
коррекционно-развивающую область, включаются в часы, отводимые на внеурочную деятельность (в
объеме не менее 5 часов в неделю), и являются обязательными. Содержание коррекционноразвивающей работы определяется на основе рекомендаций ТПМПК, ИПРА.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, включая коррекционно-развивающую
область, не учитывается при определении

максимально

допустимой

недельной нагрузки

обучающихся.
Чередование учебной и внеурочной деятельности, включая коррекционно-развивающую
область, ООП ООО определяет Школа.

22

Время, отводимое на внеурочную деятельность, включая коррекционно-развивающую область
(до 10 часов в неделю), составляет до 1350 часов за четыре года обучения.
Распределение часов внеурочной деятельности по направлениям (включая коррекционноразвивающую область) с указанием формы организации, названия, количества часов на каждый класс
на текущий учебный год в Приложении 2.
Рабочие программы курсов коррекционно-развивающих занятий АООП ООО вынесены в
Приложение 3
2.Календарный учебный график
Календарный учебный график соответствуют календарному учебному графику ООП ООО
школы.
3.Система условий реализации АООП ООО
Нормативные условия
В рамках данного направления формируется банк нормативно-правовых документов
федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.
Разработана и реализуется мониторинга метапредметных универсальных учебных действий
(УУД) на уровне основного общего образования (данную работу проводит педагог- психолог
совместно с учителями начальных классов).
Разработаны и реализуются рабочие программы на ступень обучения по учебным предметам,
курсам внеурочной деятельности, курсам коррекционно-развивающей области.
Организационно-содержательные условия
В рамках ШМО учителей начальных классов на заседаниях рассматриваются различные
вопросы реализации АООП ООО для обучающихся с ЗПР, работа по самообразованию педагогов
планируется с учетом

необходимости реализации коррекционной направленности учебно-

воспитательного процесса.
Проводятся школьные семинары для учителей начальных классов, в рамках которых учителя
дают открытие уроки по разным учебным предметам с использованием личностно-ориентированного,
деятельностного, дифференцированного подходов в обучении, ИКТ технологий.
Формируется электронная база методических материалов, виртуальный методический кабинет
с рабочими программами на ступень обучения и календарно-тематическим планированием по
учебным предметам, курсам внеурочной деятельности, курсам коррекционно-развивающей области.
Реализуется оптимизационная модель организации внеурочной деятельности. Данная модель
наиболее соответствует возможностям школы: в ее реализации могут принимать участие все
педагогические работники учреждения (учителя, учитель-дефектолог, социальный педагог, педагогпсихолог,и др.), происходит оптимизация внутренних ресурсов школы.
Кадровые условия
Учителя

начальной

школы,

учителя-предметники,

23

специалисты

имеют

высшее

профессиональное образование, планово поэтапно проходят курсовую переподготовку на базе ИОР.
Ежегодно

организуется

психолого-педагогическое

сопровождение

участников

образовательных отношений на уровне начального общего образования в рамках школьного ПМПк, в
постоянный состав которого входят учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог.
Организовано взаимодействие со специалистами ТПМПК (на договорной основе).
При необходимости в процесс реализации АООП ООО для обучающихся с ЗПР
Школа может временно или постоянно обеспечить участие тьютора, который должен иметь высшее
профессиональное образование по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»
либо по одному из его профилей (специальностей), или пройти курсы переподготовки по
соответствующей программе, и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Материально-технического условия
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих материальнотехнических условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или)
психического развития в здание и помещения Школы, организацию их пребывания, обучения в
Школе (архитектурная среда для обучающихся с ОВЗ), также позволяющих обеспечить адаптивную и
коррекционно-развивающую среды Школы:


наличие кабинета для занятий с педагогом-психологом(1)



наличие кабинета для логопедических занятий (1)
Необходимо

предусмотреть

наличие

персональных

компьютеров,

технических

приспособлений (специальная клавиатура, различного вида контакторы, заменяющие мышь,
джойстики, трекболы, сенсорные планшеты). В этом случае сопровождать работу ребенка во время
урока должен тьютор.
Реализация АООП ООО требует

обеспечение оснащенности

учебного процесса и

оборудования учебных помещений в соответствии с Федеральными требованиями в части
минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (приказ
Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010г. № 986).
Реализация данного направления определяет необходимость укомплектования начальной
школы современным оборудованием, обеспечивающим возможность использования и создания
информации, в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- и
графическим сопровождением (компьютер, проектор, интерактивная доска и т.п.), возможность
осуществления информационного взаимодействия в локальных и глобальных сетях, доступа к
печатным и электронным образовательным ресурсам федеральных и региональных центрах
информационно-образовательных ресурсов.
В МАОУ СОШ № 147 создаются необходимые условия для качественной организации учебновоспитательного процесса и реализации концептуальных положений развития школы.
Совершенствуется информационно-техническая база школы, создаются санитарно-гигиенические

24

условия обучения, воспитания, развития.
Здание школы трехэтажное, типовое. В школе имеется 43 оборудованных учебных кабинетов по всем
предметам, столовая, библиотека. Рабочие места педагогов оборудованы компьютерами с выходом в
Интернет. В образовательном учреждении имеются: учебно-наглядное оснащение кабинетов физики,
химии, биологии, географии. Компьютеров всего (включая ноутбуки) на 01.09.2019- 47, Интернет
(количество провайдеров) -1. Количество компьютеров (ноутбуков), подключенных к Интернет - 58,
из них в компьютерном классе-12.
Наличие общей локальной сети: имеется.
Информационные условия
Особенности организации учебного процесса в классах АООП ООО размещаются на сайте
Школы; рассматриваются в ежегодном публичном отчете Школы; являются обязательными
вопросами на проводимых в течение года общешкольных родительских собраний для будущих
первоклассников, а также на классных родительских собраниях.

25

Приложение 1.

План реализации программы коррекционной работы
Содержание
Формы и методы
Сроки
Ответственный
деятельности
работы
Диагностическое направление
Своевременное
Выявления
Стартовая
Сентябрь
Специалисты
выявление детей,
обучающихся с психолого-медиконуждающихся в
особыми
педагогическая
специализированно образовательн
диагностика
й помощи,
ыми
определение
потребностями
характера и объема Направление
Подготовка
Сентябрь,
Специалисты,
затруднений в
на ТПМПК
необходимой
май и/или
учителя,
освоении
документации
по
ведущие
конкретными
необходим коррекционные
обучающимися
ости
занятия,
образовательной
классный
программы
руководитель
Мониторинг
Анализ
По итогам Специалисты,
динамики
результатов
1,2
учителя,
развития
деятельности
полугодия классный
обучающихся,
обучающихся,
в рамках
руководитель
успешности
успеваемости
шПМПк
освоения
По
программы
четвертям
обучения
Проектировани Анализ результатов Сентябрь,
Специалисты,
еи
исследования
май и/или
учителя
корректировка
по
коррекционных
необходим
мероприятий
ости
Коррекционно-развивающее направление
Обеспечение
Выбор и
Программа
Сентябрь
Специалисты,
своевременной
разработка
сопровождения
учителя
специализированно оптимальных
(перечень курсов
й помощи в
для развития
коррекционноосвоении
ребенка с ЗПР
развивающей
содержания
коррекционных
области)
образования и
программ,
коррекции
методик и
недостатков в
приемов
познавательной и
обучения в
эмоциональносоответствии с
личностной сфере
его
детей с ЗПР
образовательны
м потребностями
Организация и
Программы
Сентябрь
Специалисты,
проведение
занятий
учителя
специалистами
индивидуальных
Цель

26

и групповых
коррекционноразвивающих
занятий,
необходимых
для преодоления
нарушений
развития и
трудностей
обучения
Системное
Занятия
В течение
воздействие на
года
учебнопознавательную
деятельность
ребенка в
динамики
образовательног
о процесса
Развитие
Занятия,
В течение
эмоциональнонаблюдения
года
волевой и
личностной
сферы ребенка и
психокоррекция
его поведения
Консультативное направление
Консультирование По запросам
Обеспечение
В течение
специалистами
непрерывности
учебного
педагогов по
специального
года
выбору
индивидуального
согласно
индивидуально
сопровождения
графику
ориентированны
детей с ЗПР и их
консультац
х
методов
и
семей по вопросам
ий
приемов работы
реализации
дифференцированн с обучающимся
с
ых психологоограниченными
педагогических
условий обучения, возможностями
Консультативная
Беседы с
В течение
воспитания,
помощь
семье
по
родителями
учебного
коррекции,
выбору
(законными
года
развития и
стратегии
представителями)
согласно
социализации
воспитания и
обучающихся
графику
обучающихся
приемов
консультац
коррекционного
ий
обучения
ребёнка с
ограниченными
возможностями
здоровья
Дать
Консультировани В течение
рекомендации
е обучающихся с
года
обучающимся с
ЗПР

27

Специалисты,
учителя

Специалисты,
учителя

Специалисты,
учителя

Специалисты,
учителя

Специалисты,
учителя

ЗПР по выбору
стратегии
обучения и
поведения,
исходя из своих
индивидуальнотипологических
особенностей
Информационно-просветительское направление
Организация
Тематические
Беседы,
В течение
информационновыступления для тематические
учебного
просветительской
педагогов,
выступления на
года по
деятельности по
родителей
родительских
запросам
вопросам
(законных
собраниях, ШМО,
образования со
представителей), ПС, сайт,
всеми участниками обучающихся
информационные
образовательного
стенды,
процесса
печатные
материалы

28

Специалисты,
учителя

Приложение 2.
Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности на 2019-2020 учебный год
План внеурочной деятельности разработан на основе следующих
нормативно-правовых документов:
- для обучающихся 5-9 классов по АООП ООО для обучающихся с ЗПР на основе нормативноправовых документов, указанных в АООП ООО для обучающихся с ЗПР. План внеурочной
деятельности направлен на достижение обучающимися планируемых результатов освоения АООП
основного общего образования и обеспечивает реализацию индивидуальных особенностей,
образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей).
Реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность для обучающихся 5-9 классов организуется в объеме до 10 часов в
неделю по следующим направлениям:
28.

спортивно-оздоровительное

29.

общекультурное

30.

общеинтеллектуальное

31.

духовно-нравственное

32.

социальное.
План внеурочной деятельности по направлениям АООП ООО для обучающихся с ЗПР

соответствуют ООП ООО школы.
Для обучающихся с ОВЗ (АООП ООО ЗПР) в соответствии с ФГОС ООО обучающихся с ОВЗ
обязательной частью внеурочной деятельности является коррекционно-развивающая область.
Коррекционно-развивающая область поддерживает процесс освоения содержания АООП
ООО, обеспечивает коррекцию недостатков в развитии обучающихся. Часы, отводимые на
коррекционно-развивающую область, включаются в часы, отводимые на внеурочную деятельность (в
объеме не менее 5 часов в неделю), и являются обязательными. Содержание коррекционноразвивающей работы определяется на основе рекомендаций ТПМПК, ИПРА.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, включая коррекционно-развивающую
область, не учитывается при определении

максимально

допустимой

недельной нагрузки

обучающихся.
Чередование учебной и внеурочной деятельности, включая коррекционноразвивающую
область, ООП ООО определяет Школа.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, включая коррекционно-развивающую область
(до 10 часов в неделю), составляет до 1350 часов за четыре года обучения.

29

В 5-9 классах по АООП ЗПР в коррекционно-развивающей области выделены часы
следующих коррекционных курсов:


Коррекционно-развивающие занятия по русскому языку - 1 час с целью коррекции пробелов
общего развития, восполнения возникающих пробелов в знаниях по учебному предмету,
пропедевтики

изучения

сложных

разделов

учебной

программы,

овладения

орфографическими, каллиграфическими навыками.


Логопедические коррекционно-развивающие занятия -1 час по профилактике дисграфии,
развитию графомоторных навыков с целью формирования навыков письменной речи;



Коррекционно-развивающие занятия спсихологом - 1 час с целью коррекции основных
психологических функций, преодоление или ослабление проблем в психическом и
личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.



Коррекционно-развивающие занятия по математике - 1 час с целью коррекции пробелов
общего развития, восполнения возникающих пробелов в знаниях по учебному предмету,
пропедевтики изучения сложных разделов учебной программы.

План внеурочной деятельности в 5-9 классах АООП обучающихся с ЗПР 2019-2020 учебный год
Формы
организации

Название

Направления
внеурочной
деятельности*
Коррекционноразвивающая область
Коррекционно (ЗПР)
Индивидуальные развивающие занятия по
занятия
русскому языку
Коррекционно Индивидуальные развивающие занятия с
занятия
психологом
Логопедические
Индивидуальные коррекционнозанятия
развивающие занятия
Индивидуальные
Коррекционно занятия
развивающие занятия по
математике

Количество часов
в неделю
1

Всего

1

1

1

1

1

1

1

1
Итого

1

5

* План внеурочной деятельности по направлениям АООП ООО ЗПР (кроме коррекционноразвивающей области) соответствуют ООП НОО школы.

30

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868575986
Шарипова Екатерина Эдуардовна
С 28.02.2021 по 28.02.2022

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».