Рабочая программа Баскетбол

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 147
г. Екатеринбург

«Принята на заседании» педагогического
совета Протокол № 1 от «30» августа 2021
г.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
«Баскетбол»

Направленность: физкультурно - спортивная
Возраст обучающихся: 13 - 17лет Срок
реализации: 1 год

Педагог: Сайтов А.С.

Екатеринбург

Пояснительная записка
Программа спортивной секции «Баскетбол» относится к физкультурно-спортивной
направленности. Данная программа разработана на один год обучения.
Программа дополнительного образования «Баскетбол» разработана на основе
ФГОС, программы «Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол» авторы: Г.А.
Колодницкий, В.С. Кузнецов, М. «Просвещение» 2013г.
Предлагаемая программа по баскетболу имеет физкультурно-спортивную
направленность, предназначена для работы с обучающимися 7—11 классов,
проявляющими интерес к физической культуре и спорту.
Дополнительное образование даёт ребёнку реальную возможность выбора своего
индивидуального образовательного пути. По сути дела, оно увеличивает пространство, в
котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность,
реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности,
которые зачастую остаются невостребованными в системе основного образования. В
дополнительном образовании ребёнок сам выбирает содержание и форму занятий, может
не бояться неудач. Всё это создаёт благоприятный психологический фон для достижения
успеха.
Актуальность программы
«Баскетбол» - один из игровых видов спорта в программах физического воспитания
обучающихся общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко
практикуется во внеклассной и внешкольной работе — это занятия в спортивной секции
по баскетболу, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в
общеобразовательном учреждении, на уровне района, матчевые встречи).
Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные
действия, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать
ловкостью и выносливостью. Занятия баскетболом улучшают работу сердечно-сосудистой
и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов,
увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом
способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и
ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и
слуховые сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального
проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться
приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность,
бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма,
скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в баскетбол
представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.
Широкому распространению баскетбола содействует несложное оборудование:
небольшая площадка, баскетбольные щиты, мяч.
Отличительная особенность программы заключается в том, что в ней
предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и
совершенствование тактических приёмов, что позволит обучающимся повысить уровень
соревновательной деятельности. Реализация программы предусматривает также
психологическую подготовку. Кроме этого, по ходу реализации программы
предполагается использование ИКТ, просмотра видеоматериала. В программе
использованы данные спортивной практики в области игровых видов спорта, опыт
педагогов физической культуры и спорта.
На занятиях представлены доступные для учащихся упражнения, способствующие
овладению элементами техники и тактики игры в баскетбол, развитию физических
способностей. Реализация программы восполняет недостаток двигательной активности,
имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект,
а также благотворно воздействует на все системы детского организма.

Участниками программы дополнительного образования по баскетболу являются
обучающиеся 7 – 11 классов 13–17лет МАОУ СОШ №147. Набор обучающихся
свободный, принимаются все желающие на бесплатной основе. Занятия проводятся 2 раза
в неделю по 45+45 минут с перерывом 10 минут. Программа дополнительного
образования по баскетболу рассчитана на 1год обучения. Включает в себя 64 часов
учебного времени.
Форма обучения включает в себя: теоретические занятия, практические занятия,
групповые занятия, соревнования.
Форма подведения итогов: участие в соревнованиях по баскетболу на школьном и
районном уровне.
Цель программы: формирование знаний, расширение и закрепление арсенала
двигательных умений и навыков, достижение более высокого уровня развития
двигательных способностей, приобщение к регулярным тренировкам.
Задачи:
образовательные
- формировать знания и умения в области физической культуры и спорта;
- обучить технике и тактике двигательных действий.
воспитательные
- воспитывать нравственные и волевые качества личности учащихся.
- воспитывать привычку к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в
свободное время;
- формировать потребность к ведению здорового образа жизни.
развивающие
- повышать техническую и тактическую подготовленность в данном виде спорта;
- совершенствовать навыки и умения игры;
- развивать физические качества, расширять функциональные возможности
организма;
оздоровительные
- укрепить физическое и психологическое здоровье.
- содействовать физическому развитию.
- повысить устойчивость организма к различным заболеваниям.
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы дополнительного образования обучающиеся
будут знать:
• Историю возникновения и развития игры баскетбол в стране и в мире.
• Олимпийские игры современности.
• Правила техники безопасности.
• Оказание помощи при травмах и ушибах.
• Названия разучиваемых технических приемов игры и основы правильной техники.
• Типичные ошибки при выполнении технических приемов и тактических действий.
• Упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростносиловых, координационных, выносливости, гибкости).
• Контрольные упр. (двигательные тесты) для оценки физической и технической
подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения.
• Основное содержание правил по баскетболу.
•
Жесты судьи по баскетболу.
•
Игровые упр., подвижные игры, эстафеты с элементами б/б.

•
•
•
•
•

Уметь:
Соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма;
Выполнять технические приемы и тактические действия;
Играть в баскетбол с соблюдением основных правил;
Демонстрировать жесты судьи;
Проводить судейство по баскетболу.

Демонстрировать:
•
Ведение мяча с изменением высоты отскока мяча скорости, направления
движения;
•
в ловле и передачи мяча двумя руками от груди, одной от плеча, с отскоком
от пола, на разные расстояния и точность;
•
броски мяча в корзину с разных дистанций, с места, в прыжке, в движении с
двух шагов.
Универсальными
компетенциями
бучающихся
являются:
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей.
- доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе
общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
- организовывать и проводить упр. по баскетболу во время самостоятельных
занятий.
Личностные результаты:
– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической
культурой и к здоровому образу жизни;
– воспитание морально-этических и волевых качеств;
– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных
целей;
– умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
– умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
– определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
– уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой
товарищей;
– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в
оздоровительном лагере;
– умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять
утреннюю зарядку;
– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;
Предметные результаты:
– знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;
– знать о физических качествах и правилах их тестирования;
– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;
– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;
– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и
правила его предупреждения;

– владеть основами судейства игры в баскетбол.
Качества личности обучающихся
Морально-волевые качества, которые развиваются в процессе занятий
баскетболом:
сила воли - способность преодолевать значительные затруднения.
трудолюбие, настойчивость, терпеливость – это проявление силы воли во
времени, на пути к достижению поставленной цели. Такая устремленность, питаемая
моральным долгом, интересом и желанием достигнуть цели, главнейшая основа этих
качеств.
выдержка и самообладание - это качества, определяющие умение спортсмена
владеть собой, позволяющие сохранять психическую устойчивость и хладнокровие перед
стартом и в «разгар» битвы на спортивной арене, обеспечивающие правильную реакцию и
поведение спортсмена на различные сбивающие внешние факторы.
решительность – это умение в нужный момент принимать обоснованное
решение, своевременно проводить его к исполнению.
мужество и смелость – это черты характера, выражающие моральную силу и
волевую стойкость человека, храбрость, присутствия духа в опасности, готовность смело
и решительно бороться за достижение благородной цели.
уверенность в своих силах – это качество, является основой бойцовского
характера.
дисциплинированность – это умение подчинять свои действия требованиям долга,
правилам и нормам, принятым в нашем обществе. Это необходимое качество для каждого
человека.
самостоятельность и инициативность – это умение спортсмена намечать цели
и план действий, самостоятельно принимать и осуществлять решения.
воля к победе - проявляется в сочетании всех волевых качеств спортсмена и
опирается на его моральные качества.
Программа предусматривает диагностические исследования:
•
Первичная диагностика в начале учебного года (выявляет исходный уровень
по основным исследуемым характеристикам);
•
Промежуточная диагностика в середине учебного года (позволяет выявить
уровень освоения изученного материала)
•
Контрольная диагностика в конце учебного года (позволяет констатировать
изменения, которые происходят в развитии обучающихся).
Входная диагностика проводится с целью определения уровня знаний, умений и
навыков в начале учебного года по итогам результативности участия в игре..
Основными формами контроля является текущий и итоговый контроль.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии методом наблюдения и
коллективного анализа выполненных работ. Формой итогового контроля являются итоги
участия в соревнованиях различного уровнях.

Содержание программы
№

Содержание

Перечень тем
Теория

1

2

3

4

5

6

Введение в
программу
История
баскетбола

Цели, задачи
программы.
Инструктажи по
безопасности

Знакомство с обучающимися,
викторина
по теме занятия.

История
возникновения
баскетбола. Развитие
баскетбола.

Стойки
игрока.
Перемещения в стойке
приставными шагами
боком, лицом и спиной
вперёд.
Остановка
двумя
шагами
и
прыжком.
Повороты
без мяча и с мячом.
Комбинации
из
освоенных элементов
техники передвижений
(перемещения
в
стойке,
остановка,
поворот, ускорение)
Освоение ловли и Ловля и передача мяча
двумя руками от груди
передач мяча
и одной рукой от
плеча, двумя от головы
на месте и в движении
без и сопротивлением
защитника, (в парах,
тройках,
квадрате,
круге)
на
разные
расстояния.
Освоение техники Ведение мяча в низкой,
средней и высокой
ведения мяча
стойке на месте, в
движении по прямой, с
изменением
направления движения
и скорости; ведение
без и сопротивлением
защитника ведущей и
неведущей рукой.
Броски одной и двумя
Овладение
техникой бросков руками с места и в
Овладение
техникой
передвижений,
остановок,
поворотов и стоек

Практика

Выполнение упражнений,
игра.

Отработка упражнений, игра.

Отработка упражнений, игра.

Отработка упражнений, игра.

движении
(после
ведения, после ловли, в
прыжке) с пассивным
противодействием.
Вырывание
и Отработка упражнений, игра.
Освоение
выбивание
мяча,
индивидуальной
перехват мяча
техники защиты
из Отработка упражнений, игра.
техника владения Комбинация
мячом и развитие освоенных элементов:
ловля,
передача,
координационных
ведение,
бросок
способностей
Комбинация
из Отработка упражнений, игра.
техника
освоенных элементов
перемещений,
владения мячом и техники перемещений
и владения мячом.
развитие
координационных
способностей
свободного Отработка упражнений, игра.
Освоение тактики Тактика
нападения.
игры
Позиционное
нападение (5:0) без и с
изменением позиций
игроков.
Нападение
быстрым
прорывом
(1:0)
(2:1).
Взаимодействие двух
игроков «Отдай мяч и
выйди».
Овладение игрой и Игра по упрощённым Отработка упражнений, игра.
правилам, игра по
комплексное
мини-б/б.
развитие
психо- правилам
Игры
и
игровые
моторных
задания 2:1, 3:1, 3:2,
способностей
3:3.
Правила игры, жесты Участие в судействе, игра.
Правила
судий.
соревнований
мяча

7

8

9

10

11

12

Учебно – тематический план
№
п/п

кол-во
часов
всего

Темы занятий

Основы знаний. Передвижения и
8
остановки без мяча
Ведение мяча. Ловля и передача
6
мяча
Броски мяча. Отбор мяча
8

1
2
3

5

Финты. Комбинации
техники
Тактика игры

10

Подвижные игры и эстафеты

11

Правила игры. Жесты судей

12

Физическая подготовка

13

Судейская практика

4

Всего:

•
•
•
•
•
•
•
•
•

элементов

6
8
6
8
6
8

теория
в процессе
занятий
в процессе
занятий
в процессе
занятий
в процессе
занятий
в процессе
занятий
в процессе
занятий
в процессе
занятий
в процессе
занятий
в процессе
занятий

практика

8
14
16

10
16
в
занятий
в
занятий
в
занятий
в
занятий

процессе
процессе
процессе
процессе

64

Формы аттестации
Опрос обучающихся по пройденному материалу.
Наблюдение за обучающимися во время тренировочных игр и соревнований.
Мониторинг результатов по окончанию курса обучения.
Контроль соблюдения техники безопасности.
Привлечение обучающихся к судейству соревнований школьного уровня.
Контрольные игры с заданиями.
Выполнение контрольных упражнений.
Контроль выполнения установок во время тренировок и соревнований.
Результаты соревнований.

Оценочные материалы
№

Тесты

1

Ведение мяча с обводкой
стоек (через 3 м). Отрезок
15 м. туда и обратно

2

Челночный бег 3х10м с
ведением мяча (сек).

3

Штрафной бросок (из 10
бросков).

4

Бросок в кольцо после
ведения мяча (из 10
попыток).

5

Броски мяча в стенку с 3 м.
и ловля после отскока за 30
сек (количество раз).

высокий
М
Д
10 11
8,8 9,8
8,5 9,5
8,4 9,4
8,6 9,0
8,3 8,6
8,1 8,5
8,0 8,4
5
5
5
5
6
6
6
6
5
5
6
6
7
7
8
8
19 18
20 19
21 20
22 20

результат
средний
М
Д
10,5 11,5
9,0
10
8,8
9,7
8,7
9,6
8,9
9,2
8,5
8,8
8,4
8,7
8,3
8,6
4
4
4
4
5
5
5
5
4
4
5
5
6
6
7
7
18
17
19
18
19
18
20
19

Условия реализации программы
1. Спортивный зал с баскетбольной разметкой.
2. Уличная баскетбольная площадка.
3. Волейбольные, баскетбольные, футбольные, набивные мячи.
4. Шведские стенки, гимнастическое оборудование и т.п.
5. Баскетбольная форма, жилетки разного цвета.
6. Гантели, скакалки, обручи, эспандеры, тренажеры
7. Компьютер с выходом в Интернет, экран, проектор.
8.Учебный кабинет.

низкий
М
Д
11
12
9,3
10,3
9,0
10
9,0
10
9,2
9,4
8,8
9,0
8,7
9,0
8,6
9,0
3
3
3
3
4
4
4
4
3
3
4
4
5
5
6
6
17
16
18
17
18
17
19
19

Методическое обеспечение программы.
Раздел

Форма занятия

Теоретическая
подготовка.

Лекция, беседа,
посещение
соревнований.

Техническая
подготовка.

Объяснение,
демонстрация
технического
действия,
практическое занятие,
показ видео материала,
посещение
соревнований.
Лекция, беседа,
просмотр видео
материала, участие в
соревнованиях.

Тактическая
подготовка.

Физическая
подготовка.

Объяснение,
практическое занятие

Контроль
умений и
навыков

Соревнования
(школьные, районные)
товарищеские встречи,
судейство и
организация
соревнований.

Приёмы и методы учебно- Форма
воспитательного процесса
подведения
итогов
Рассказ, изучение знаний по
Опрос
физической культуре.
обучающихся.
Учебники по физической
культуре, баскетболу.
Методические пособия по
баскетболу, спортивным
играм, методике занятий и
тренировок. Правила
соревнований. Инструкции
по технике безопасности.
Нормативные документы по
дополнительному
образованию. Просмотр
аудио и видео материала.
Наблюдение за
соревнованиями.
Повторный,
Контрольные
дифференцированный,
упражнения,
игровой, соревновательный соревнования,
методы.
товарищеские
встречи.

Групповой,
повторный, Игры с
игровой, соревновательный заданиями,
методы.
результаты
участия в
соревнованиях.
Словесный метод, метод
Тесты и
показа. Групповой,
контрольные
поточный, фронтальный,
упражнения.
круговой, повторный,
попеременный, игровой
методы.
Индивидуальный. Участие в
Обсуждение
соревнованиях и
результатов
товарищеских встречах.
соревнований.

Календарный учебный график
№ Месяц

Да
та

п\
п
1 сентябрь

03.

Время
проведен
ия
занятия
2Х45

Форма
занятия

количество
часов

тема
занятия

место
проведения

Лекция,
беседа,

2

Учебный
кабинет.

2

Т. б. на занятиях по
баскетболу
История
возникновения
баскетбола.
Развитие
баскетбола
1Стойка
игрока,
перемещение
шагом.
2Ловля мяча.
Ведение
мяча
шагом и бегом

2

сентябрь

0.7.

2Х45

Объяснение,
практическо
е занятие

3

сентябрь

17

2Х45

5

сентябрь

21

2Х45

Объяснение, 2
демонстрац
ия
техническог
о действия,
практическо
е занятие
просмотр
2
видео
материала,

1 Перемещения в
стойке, шагом и
бегом
с
изменением
направления
2 Ловля и передача
одной от плеча

Учебный
кабинет.

Основы
знаний
техники приема и
передачи от груди,
плеча
1.Перемещения в
ходьбе и беге с
заданиями
2 Ловля и передача
двумя руками от
головы
Ведение мяча с
изменением
направления
1 Основы знаний
техники владения
мячом
2
Игра
по
упрощенным
правилам (минибаскетбол)
Учебно-

Уличная
баскетбольна
я площадка

6

октябрь

0.1

2Х45

демонстрац
ия
техническог
о действия,

2

7

октябрь

0.5.

2Х45

Просмотр
видео
материала,

2

практическо
е занятие

8

октябрь

0.8

2Х45

Объяснение,
практическо
е занятие

2

9

октябрь

19

2Х45

Беседа,
просмотр
видео
материала,

2

практическо
е занятие

1

ноябрь

19

2Х45

Практическ 2

Уличная
баскетбольна
я площадка.
Уличная
баскетбольна
я площадка

Уличная
баскетбольна
я площадка

Учебный
кабинет.
Уличная
баскетбольна
я площадка
Уличная
баскетбольна
я площадка

Учебный
кабинет.
Уличная
баскетбольна
я площадка

Спортзал.

ое занятие

0
1
1

ноябрь

30

2Х45

1
2

декабрь

0.3

2Х45

1
3

декабрь

28

2Х45

1
4

январь

14

2Х45

1
5
1
6

январь

25

2Х45

январь

28

2Х45

демонстрац 2
ия
техническо
го
действия,
практическ
ое занятие,
Объяснение, 2
практическо
е занятие

демонстрац 2
ия
техническо
го
действия,
практическ
ое занятие,
Объяснение, 2
практическо
е занятие

Практическ 2
ое занятие
Просмотр
2
видео
материала.

двухсторонняя
игра
Ведение
с Учебный
сопротивлением
кабинет.
(пассивным)
Спортзал.

Броски мяча в Спортзал.
движении с двух
шагов с передачей
и ловлей
Ведение
с Спортзал.
сопротивлением

Броски мяча в
движении с двух
шагов (отдай и
выйди)
Игры,
игровые
задания 3/2, 3/3
Учебнодвухсторонняя
игра

Спортзал.

Спортзал.
Учебный
кабинет.
Спортзал.

Объяснение,
практическо
е занятие

1
7

февраль

0.1

2Х45

демонстрац 2
ия
техническо
го
действия,
практическ
ое занятие,
Практическ 2
ое занятие

1
8

февраль

15

2Х45

1
9

февраль

18

2Х45

Объяснение,
практическо
е занятие

2

2
0

февраль

22

2Х45

Посещение
соревновани
й.

2

2

март

0.4

2Х45

Объяснение,

2

Ловля и передача в Спортзал.
движении
с
сопротивлением

Учебная
игра,
тактика свободного
нападения
1Перехват мяча (с
броском в два шага
2Броски
с
дистанции
в
прыжке
Учебная
игра,
тактика
позиционное
нападение
Комбинации упр.

Спортзал.
Учебный
кабинет.
Спортзал.
ДИВС

Спортзал.

практическо
е занятие

1

2
2

март

11

2Х45

демонстрац 2
ия
техническо
го
действия,
практическ
ое занятие,
посещение
2

2
3

март

15

2Х45

2
4

март

25

2Х45

Объяснение,
практическо
е занятие

2
5
2
6

апрель

0.1

2Х45

апрель

15

2Х45

Практическ 2
ое занятие
Объяснение, 2

2
7

апрель

19

2Х45

2
8

апрель

29

2Х45

2
9

май

10

2Х45

Практическ 2
ое занятие

3
0

май

24

2Х45

3
1

май

27

2Х45

демонстрац 2
ия
техническо
го
действия,
практическ
ое занятие,
Практическ 2
ое занятие

соревновани
й.

2

практическо
е занятие

демонстрац 2
ия
техническо
го
действия,
практическ
ое занятие,
Объяснение, 2
практическо
е занятие

ловли, передачи,
ведения, броска с
двух шагов
Броски
с Спортзал.
дистанции
в
прыжке
с
сопротивлением

Учебная
игра, ДИВС
тактика: нападение
быстрым
прорывом (1/0, 2/1)
Штрафной бросок Спортзал.
одной от плеча
Игры, эстафеты

Спортзал.

Тактика:
взаимодействие
двух
игроков
«отдай и выйди»
1.
Комбинации
упр. технических
приемов
2.Организаторские
умения,
проведение
п/и,
учебная игра
Умения, помощь в
судействе, учебная
игра
Совершенствовани
е
технических
приемов (ведения,
передачи,
ловли,
броска мяча)
Комбинации упр. в
играх эстафетах

Уличная
баскетбольна
я площадка
Уличная
баскетбольна
я площадка

Уличная
баскетбольна
я площадка
Уличная
баскетбольна
я площадка

Уличная
баскетбольна
я площадка

Уличная
Взаимодействие
игроков
через баскетбольна
заслон в учебной я площадка
игре


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».