Рабочая программа Изостудия

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 147
г. Екатеринбург
«Принята на заседании»
педагогического совета
Протокол № 1 от «30» августа 2021 г

Дополнительная общеразвивающая
образовательная программа
«Изостудия»
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 8-14 лет
Срок реализации: 1 год

Педагог: Смирнова В.А.

Екатеринбург

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично
сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей.
Эти методики направлены главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных
способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям и подросткам.
Естественно, что каждой возрастной группе предлагается отдельная программа, в которой
учитываются особенности детей и связанные с этим творческие возможности и
предпочтения для более адекватного самовыражения в том или ином виде изобразительной
деятельности.
Темы заданий главным образом строятся по принципу изучения, познания и любования
миром окружающей природы. Все занятия искусством предлагается проводить на свежем
воздухе. Для этих занятий совсем не обязательно приобретать какое-то специальное
оборудование (мольберты, этюдники, планшеты). Вполне достаточно иметь в наличии
столы и стулья, а для отдельных занятий — папки большого формата. Из художественных
материалов для занятий предлагаются следующие: гуашь, пастель, жировые или масляные
мелки, тушь, карандаши, уголь, сангина, кисти, а для некоторых занятий — восковые свечи
или парафин, цветная бумага, ножницы, клей и пр. Для коллективных заданий можно
использовать большие листы ватмана или свертки обоев. Освоение материала в основном
будет происходить в процессе творческой деятельности детей. Работа в материале в области
изобразительного искусства будет осуществляться в технике живописи и графики. Для
живописи предлагается использовать гуашь, акварель, акриловые краски, пастель, для
графики — карандаш, тушь, перо, палочку, уголь. Хорошие творческие результаты дают
такие технические приемы, как монотипия, граттаж (воскография).
Во внешкольной студийной деятельности в области изобразительного творчества
заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания
учащихся. Способствуя развитию творческой мысли своего ученика, педагог должен
ненавязчиво предлагать тот или иной вид изобразительной деятельности.
В области живописи дети постигают законы цвета и колорита, фактуры и формы, в
графике — образный язык, основой которого являются точка и линия, плоскость и
пространство.
Изобразительное творчество в системе дополнительного образования находит
разнообразные формы выражения: это и индивидуальные, и коллективные работы, быстрые
наброски и композиции, которые создаются за несколько занятий.
Задания, предлагаемые каждой возрастной группе, в зависимости от ситуации можно
варьировать, меняя местами. Педагог может предлагать другие, аналогичные, темы,
органично входящие в русло программы. Программа должна не только не ограничивать
педагога в его творческих поисках и находках, но и являться определенным стимулом к
собственному творчеству.

Актуальность программы:
2

1. Представления о единой картине мира, ориентировка в окружающем мире. Знание
способов окружающего мира.
2. Осознание своей деятельности, осознание себя в отношениях с природой, понимание
значения культурных ценностей. Приобщение к искусству и культуре людей.
3. Приобщение к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям. Развитие
чувств сопереживания, уважения достоинства другого.
Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное
творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий
изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной
культуры.
Задачи программы
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):
·

знакомство с жанрами изобразительного искусства;

· знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной
деятельности;
·

овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

·
приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного
центра.
Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и
приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение
содержания программы):
· развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии,
воображения;
·

развитие колористического видения;

·

развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

·

улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

· формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою
деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее
место);
·
развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную
деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и
достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению
содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям,
самому себе):
3

· формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным
творчеством;
·

формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;

·

воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;

·

воспитание аккуратности.

Развитие творческой личности на занятиях по изобразительному искусству в системе
дополнительного образования.
Аннотация: Развитие творческой личности проходит в системе модульного обучения;
современное качество образования считаю, что методика это - деятельность учителей
технология деятельность учащихся. Равенство сторон дает повышение знаний и качество
обучения. Обучение строится через технологию - сотрудничество учащихся «по
горизонтали» и "по вертикали", обучая других, мы сами учимся». В этом смысле педагогика
является, выражаясь языком Я.А. Коменского, ПРИОРОДОСООБРАЗНОЙ.
Режим занятий.
Программа реализуется в группе 15-18 человек. Занятия проходят 2 раза в неделю:
общее количество часов 54
По возрастному критерию – программа предназначена для детей с 8 до 14 лет.
Этот период отличается повышенной активностью, желанием развивать и
демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со
стороны.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня
овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную
терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с
основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
• основные и дополнительные цвета;
• цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
• понятие симметрии;
• контрасты форм;
• свойства красок и графических материалов;
• смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
• правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
• грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
• работать самостоятельно и в коллективе;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
• умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
• трудолюбие;
• самостоятельность;
• уверенность в своих силах.
• контрасты цвета;
4

• гармонию цвета;
• азы композиции (статика, движение);
• пропорции плоскостных и объёмных предметов;
• работать с натуры;
• работать в определённой гамме;
• доводить работу от эскиза до композиции;
• использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);
• работать с бумагой в технике объёмной пластики;
• умение работать в группе;
• умение уступать;
• ответственность;
• самокритичность;
• основы линейной перспективы;
• основные законы композиции;
• пропорции фигуры и головы человека;
• различные виды графики;
• основы цветоведения;
• свойства различных художественных материалов;
• основные жанры изобразительного искусства;
• работать в различных жанрах;
• выделять главное в композиции;
• передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;
• сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;
• строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);
• критически оценивать, как собственные работы, так и работы своих товарищей;
• умение воспринимать конструктивную критику;
• способность к адекватной самооценке;
• умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
• трудолюбие, упорство в достижении цели;
Этапы реализации программ:
Так как программа – годичная, её можно разделить на 3 этапа:
1. Начальный (Включает формирование объединения и группы).
2. Основной (Погружение в деятельность, направленную на достижение поставленной
цели, решение задач с опосредованным использованием методов, форм и средств
реализации программ. Подготовка к различным выставкам).
3. 3аключительный (Анализ продельный работы за год планирование дальнейший
деятельности).

Формы организации занятий:
1. Беседы.
2. Упражнение по рисунку.
5

3. Конкурсы, выставки.
Содержание программы:
1. Мир цвета в природе. Изображение декоративных растений в теплой и холодной гамме.
Наблюдение за природными мотивами, рассматривание произведений живописи.
Теплые и холодные цвета.
2. Мир фантастических деревьев. Контрасты холодного и теплого.
Наблюдение
живой
природы,
рассматривание
произведений
живописи.
Дополнительные цвета, которые являются контрастными по отношению друг к другу:
красный — зеленый, голубой — желтый, фиолетовый — оранжевый.
3. Выполнение декоративного фриза на основе растительных мотивов.
Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства.
Изображение декоративного фриза предлагается выполнить в двух вариантах.
4. Изображение в графической технике растительного микромира (травы, цветы, сухие
растения).
Рассматривание произведений графики с изображением растений.
На бумаге вытянутого по вертикали формата предлагается выполнить декоративную
графическую заставку.
5. Мы рисуем своих друзей.
Рассматривание портретных рисунков отечественных и зарубежных художников.
Характер человека в портрете. Портрет-шарж.
занятии; рисунки В. Горяинова, П. Сойфертиса, X. Бидструпа.
6. Изображаем свое любимое животное.
Рассматривание произведений художников-анималистов. Особенности изображения
животного. Выразительные возможности смешанной техники.
7. Мир вокруг нас (коллективная работа).
Композиционное задание, предполагающее изображение на большом, вытянутом по
горизонтали листе бумаги мира растений, животных и людей.
8. Экспозиция работ. Обсуждение выставки.
9. Портретные изображения романтических героев — персонажей любимых
литературных произведений.
Педагог может выбрать какое-то одно произведение и исходя из этого строить свою
дальнейшую работу с учениками, так как последующая деятельность предполагает
коллективное творчество. К примеру, можно иллюстрировать такие произведения, как
«Алые паруса» А. Грина, «Три мушкетера» А. Дюма, «Дети капитана Гранта» Ж. Верна,
или какую-то другую приключенческую литературу, ценность которой неоспорима.
10. Исторический костюм, архитектура, светский и военный антураж того времени, в
котором жили герои иллюстрируемых произведений.
Сбор материала, изучение классических произведений. Зарисовки необходимых
деталей для дальнейшей работы над коллективной композицией, предполагающей
изображение героев иллюстрируемого произведения в определенной среде, которая должна
отражать эпоху и время.
11. Пейзаж, иллюстрирующий атмосферу событий, происходящих в выбранном
литературном произведении.
Изучение старинных гравюр, памятников архитектуры.
Предполагается, что в нижней части композиции будут располагаться литературные
персонажи, поэтому заранее необходимо оставить для них свободное пространство.
12. Изображение фигур персонажей выбранного литературного произведения.
6

Предполагается, что изображения будут разными по размеру, так как они будут
вклеиваться в коллективное панно в соответствии с решением первого и дальнего планов.
13. Совмещение в одной композиции заданий, выполненных на 3-м и 4-м занятиях.
Педагог, режиссируя действия своих учеников, подсказывает наиболее удачное
композиционное размещение на листе. Учитывая то, что предлагаются разные техники
исполнения, подбираются наиболее органичные художественные материалы. Важно
добиться цветовой гармонии фона панно и вклеиваемых фигур.
14. Пейзаж в графической технике граттажа.
Изображение на бумаге небольшого формата летнего пейзажа.
Для выполнения работы в технике граттажа (воскографии) нужно осуществить
необходимые стадии грунтовки листа бумаги:
а) покрыть бумагу легким слоем краски (в холодной или теплой гамме);
б) натереть сверху лист бумаги свечой или парафином;
в) поверх воска покрыть лист слоем темной гуаши в смеси с тушью;
г) легкой линией карандаша наметить рисунок пейзажа;
д) процарапать изображение отточенной палочкой.
15. Летний декоративный натюрморт.
Рассматривание натюрмортов русских и западноевропейских художников.
Выполнение детьми натюрморта масляными мелками или пастелью. Желательно
участие ребят в постановке натюрморта.
16. Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ.
Выбор наиболее интересных работ детей. Правила оформления графических и живописных
работ, аппликации. Принципы создания экспозиции.

7

Основное содержание
№
п/п

Количество часов
Темы
Всего

Теория

Практика

Мир цвета в природе. Изображение декоративных
растений в теплой и холодной гамме.
Мир фантастических деревьев. Контрасты холодного и
теплого.

3

1

2

3

1

2

3

Выполнение декоративного фриза на основе
растительных мотивов.

2

1

1

4

Изображение в графической технике растительного
микромира (травы, цветы, сухие растения).

1

3

4

1

3
4

5
4

1

1
2

5

. Мы рисуем своих друзей.

6

. Изображаем свое любимое животное.

7

. Мир вокруг нас (коллективная работа).

4

1

3

8

. Экспозиция работ. Обсуждение выставки.

1

9

. Портретные изображения романтических героев —
персонажей любимых литературных произведений.
Исторический костюм, архитектура, светский и
военный антураж того времени, в котором жили герои
иллюстрируемых произведений.
. Пейзаж, иллюстрирующий атмосферу событий,
происходящих в выбранном литературном
произведении.фигур персонажей выбранного
Изображение
литературного произведения.
Совмещение в одной композиции заданий,
выполненных на 3-м и 4-м занятиях.
. Пейзаж в графической технике граттажа.
.
Летний декоративный натюрморт.

4

1

3

4
4

1
1

3

10
11
12
13
14
15

16 . Оформление экспозиции и обсуждение творческих
работ.
Итого

8

2

3
4

1

3

2

1

1

4

1

3

4
1

1

3
1

54

14

40

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».