Рабочая программа вокального кружка Домисолька

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 147
г. Екатеринбург

«Принята на заседании»
педагогического совета
Протокол № 1 от «30» августа 2021 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
объединения
Вокальный кружок «Домисолька»

Возраст обучающихся: 7 – 10лет
Срок реализации: 1 год
Уровень: стартовый

Педагог: Вельдиватова Л.В.

г. Екатеринбург

1

2

Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями следующих нормативноправовых документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в действующей редакции.
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №
1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей»;
 Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
Организации
режима
работы
образовательных
организаций
дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14 (утверждены
Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 04.07.2014 № 41);
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
г.№196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»
 Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по
проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) от 18 ноября 2015 г. №09-3242.
Программа Вокальный кружок «Домисолька» имеет художественную
направленность и нацелена на вокальное развитие обучающихся в рамках
дополнительного образования.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие
школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей
младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит вокальному кружку –
и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников
к музыкальному искусству.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное
воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на
каждого ученика коллектива, и каждый ребенок пробует свои силы, как в
ансамблевом пении, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается
«чувство локтя», доверяя партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом
пении как совместном действии способствует преодолению проявлений
индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками,
присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство
ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для
полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить
слова, также должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий
«образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
2

3

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно
реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого
комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает
реализовать потребность в общении.
Новизна и отличительные особенности программы: Особенность
программы в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы,
которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. Новизна
программы в том, то в ней представлена структура педагогического
воздействия
на
формирование
певческих
навыков
обучающихся
последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
Актуальность программы связана с необходимостью развития детского
самодеятельного творчества, речевых и певческих навыков, расширения
концертно-исполнительской деятельности воспитанников кружка. В певческой
деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в
ансамблевом и сольном пении, народных и современных детских песен с
музыкальным сопровождением.
Современное общество характеризуется повышением внимания к
нравственному, эстетическому развитию обучающихся и уникальным
возможностям отдельно взятой личности. В связи с этим на первый план
выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности,
степени его одаренности, начиная с самого раннего детства.
Внеклассная работа по предмету является неотъемлемой
частью
учебно- воспитательного процесса и входит в качестве особого компонента
в учебно-воспитательную деятельность учителя. Поиск оптимальных путей
совершенствования процесса обучения, воспитания и развития обучающихся
привел к необходимости создания той сферы в школе, в которой каждый
ребенок может найти свою нишу, способен реализовать свои способности,
обогатить себя творчески, интеллектуально и духовно. Занятия в вокальном
кружке «ДОМИСОЛЬКА» позволяют решить эти задачи.
Цель программы : заинтересовать детей музыкальным искусствам,
привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально–
хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую
культуру. Развить музыкально-эстетический вкус детей.
Основные задачи в работе вокального кружка
- Образовательные: постановка голоса, формирование вокальнохоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром.
- Воспитательное: воспитание вокального слуха как важного фактора
пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания,
естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки
сценического поведения.
- Развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности
младших школьников в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков
эмоционального, выразительно пения.
Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики,
опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что
3

4

вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое
развитие личности ребёнка.
Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной
памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию
творческой фантазии.
Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое
значение в духовно-нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом
воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в
концертах для ветеранов войны и труда.
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в
единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по
совершенствованию голосового аппарата
ребёнка и способствуют
формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности
ребенка.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она
обеспечивает формирование умений в певческой деятельности и развитие
специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования,
певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности
голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью,
полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые
навыки. Также занятия вокалом решает оздоровительную задачу. Коллективное
пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и
гармонизацию личности, с помощью группового пения можно адаптировать
ребенка к сложным условиям и ситуациям.
Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции
в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического
чувства включает решение следующих задач:
1. Певческая установка
0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка».
Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи
расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать
несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На
репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое
звучание происходит при пении стоя.
2. Дыхание
Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В
певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания.
Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы
всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется
живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный
процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют
унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой
выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:
1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
4

5

2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать
дыхание;
3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на
зажжённую свечу).
С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога.
Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью
дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это
способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но
способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох
через нос стимулирует использование при голосообразовании головного
резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что
способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при
пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен
пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится
почти незаметным и в то же время полноценным.
К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую
функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания
среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).
3.Артикуляционные задачи.
Правильное формирование гласных звуков. От правильного
формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и
ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных,
обусловленные положением ротоглоточного аппарата.
В работе над гласными следует:
а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;
б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и
во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;
в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование
йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который
ставится позади гласной: ай, ой, ий;
г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью
артикуляционного аппарата.
Важная задача для педагога - научить детей связному и отчётливому
исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и
дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц
языка, губ и мягкого нёба.
4. Выработка подвижности голоса.
Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного
пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство
исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа
(ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В
работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь
упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в
умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
5. Расширение певческого диапазона детей.
5

6

Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения,
начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты
мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона
педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в
интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону,
исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за
звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым
звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует
избегать такого пения.
6. Развитие чувства метроритма.
Такая работа осуществляется с помощью специальных технических
упражнений или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном
репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на
предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по
преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные
упражнения.
7. Выразительность и эмоциональность исполнения.
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу
следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер
исполнения, распределить кульминационные зоны.
Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником
сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое
значение имеет качество показа песни самим учителем.
8. Работа над чистотой интонирования.
В целях правильного в интонационном отношении песенного материала
следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность.
Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется
упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной
мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования
мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно
вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается
с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать
пропевание мелодии в форме легато и стаккато.
9. Формирование чувства ансамбля.
В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу,
соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному
артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач
одновременного начала и окончаниия пения. Исполняя произведение в хоре,
дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой
голос общему звучанию.
10. Формирование сценической культуры.
Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение
осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе,
в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап
сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать
6

7

репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также
необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой,
правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений
развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу
вводится комплекс движений по ритмике.
Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокальнотехническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и
созданию сценического образа.
В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться
следующими принципами:
1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять
диапазон.
2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.
3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не
количество, а качество выученного материала.
4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.
5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом
для последующей работы.
6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого
ученика.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована
программа
Возраст детей 7-10 лет. Это учащиеся 1 - 4классов.
Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого
ребенка заниматься в вокальном кружке.
Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста
У младших школьников уже сформированы все те качества личности и
варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении
всей своей жизни. И на протяжении латентного периода происходит
«оттачивание» и упрочение его взглядов, убеждений, мировоззрения. Ведущей
в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Ребенок
становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных
ситуациях. Ребенок начинает активно размышлять по поводу своих действий,
утаивать свои переживания. Ребенок впитывает в себя моральные ценности,
старается следовать определенным правилам и законам. поведение так или
иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте —
мотивом достижения успеха.
Срок реализации программы - 1 год (72 часа, 36 учебных недель)
Уровень программы- стартовый
Режим занятий
Количество часов в неделю – 2 часа
Периодичность в неделю – 1 раз
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
7

8

№
1
2
3
4
5

Наименование темы

1 год обучения

Введение в программу. Инструктаж по ТБ.
Изучение репертуара .
Индивидуальная и групповая вокальная работа
Вокально-хоровая работа
Сценическая работа
Всего

4
8
8
44
8
72

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВОКАЛЬНОГО КРУЖКА
«ДОМИСОЛЬКА»
№
Темы

Наименование темы

Обще
е

1

Введение в программу

4

2.

Изучение репертуара

8

3.

Индивидуальная и
групповая вокальная
работа
Вокально-хоровая работа
Постановка голоса
Развитие вокально-хоровых
навыков
Работа над музыкальной
интонацией
Работа над речевой
интонацией
Сценическая работа
Работа над сценическими
движениями
Основы сценического
мастерства

8

4
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
5.
5.1
5.2
Итого

Теори Прак
Формы
я
тика аттестации/контр
оля
Индивидуальное
1
3
прослушивание
Групповое
1
7
прослушивание
прослушивание
8

44
20
12

-

44
20
12

6

-

6

Прослушивание
Беседа,
прослушивание
Прослушивание

6

-

6

Прослушивание

8
4

1
-

7
4

4

1

3

72

3

Просмотр,
концерты
Концерты

69

Содержание программы
ТЕМА 1. Введение в программу.
Первоначальное тестирование голосового аппарата. Распределение
интонационным группам. Инструктаж по технике безопасности.
ТЕМА 2. Изучение репертуара.
8

по

9

Рассказы о вокальной музыке классического, народного, современного
направления.
Знакомство и разучивание песенного репертуара.
ТЕМА 3. Индивидуальная и групповая вокальная работа
Сочетание индивидуальной и групповой работы протекает в тесной
взаимосвязи. Компоненты личностного подхода через соло, дуэты и т.д.
являются частью целостного группового звукового воспроизведения.
ТЕМА 4. Вокально-хоровая работа
4. 1. Постановка голоса.
Навыки звукообразования и звукоизвлечения, формирование головного
звучания голоса.
4.2. Развитие вокально-хоровых навыков
Певческая установка, дыхание - звуковедение, звукообразование и дикция,
чувство ритма, строй.
1.
отработка посадки, положение корпуса, головы, артикуляционного
аппарата, пение сидя и стоя;
2.
выработка дыхания перед началом пения, в зависимости от характера
исполняемого произведения.
3.
выработка естественного, свободного звука без крика и напряжения,
преимущественно мягкой атаки звука.
4.
развитие дикционных навыков.
5.
выработка активного унисона;
4.3. Работа над музыкальной интонацией.
В вокально-хоровой работе используются интонационные упражнения, которые
развивают музыкальную интонацию учащихся.
4.4. Работа над речевой интонацией.
Интонационно-речевые упражнения развивают речевую интонацию учащихся.
Тема 5. Сценическая работа
5.1. Работа над сценическими движениями.
Для создания сценического образа современной песни необходимо учащимся
владеть двигательными навыками, элементами хореографии. Учащиеся сами
придумывают хореографический рисунок каждой песни и осуществляют на
занятиях.
5.2. Основы сценического мастерства
Сценическое мастерство необходимо учащимся для передачи эмоциональнообразного содержания произведений, поэтому необходима концертноисполнительская практика:
1. знакомство со сценой и адаптация к ней;
2. умение концентрировать и сосредотачивать свое внимание на дирижере;
3. воспитание культуры поведения исполнителей при выходе на сцену и на
сцене;
4. формирование умения оценивать свой внутренний и внешний облик.
9

10

Ожидаемые результаты и способы их проверки
Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто
интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру
вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных
вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо
постепенно подвести ребят к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению,
то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно
творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты,
подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его
вокальному опыту, принимать участие в концертах, в районных конкурсах и
фестивалях песни.
В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен
соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации,
пластики, ритмичности.
Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться
в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике
лица, движениях рук и корпуса.
Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не
количество, а качество выученного материала, умение практически
использовать полученные умения и навыки, например – выступление
вокального коллектива в концертах.
По окончания курса, обучающиеся должны знать и уметь:










наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокальнотворческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в
импровизациях, участие в концертах);
использование голосового аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и
заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать
паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и
ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на
сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато,
правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во
фразе, усовершенствовать свой голос;
умение исполнять длительности и ритмические рисунки, а также
несложные элементы двухголосия – подголоски.

Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и
групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий
вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты.
10

11

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:
словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные.
Методическое обеспечение
Работа с вокальным кружком опирается методы, которые можно
классифицировать по источнику информации и характеру деятельности –
словесные, наглядные, практические, а также по назначению и дидактическим
задачам – восприятие, приобретение знаний, формирование умений и навыков,
запоминание, повторение, контроль.
Методика работы с вокальным кружком подчиняется основным
принципам дидактики:
- соответствие содержания методики обучения и воспитания детей уровню
общественного развития;
- постоянство требований и систематическое повторение действий;
- увлеченность и интерес;
- учет реальных возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей
детей.
Дидактические закономерности обучения характеризуются такими
качествами, как:
- зависимость результатов обучения от регулярности и систематичности
занятий; - осознание целей обучения;
- значимость для детей усваиваемого репертуара;
- сложности произведения.
Четкая структура занятий имеет в вокальном кружке особое значение.
Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование легкого и
трудного, напряжения и разрядки делают хоровые занятия продуктивными и
действенными.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
- метод стимулирования и мотивации учебной деятельности создание
ситуаций успеха в учении поощрение и порицание разъяснение
- метод организации и осуществления учебных действий словесные
(рассказ, беседа) наглядные (иллюстрация, демонстрация практические
репродуктивные и проблемно – поисковые ( от частного к общему, от общего к
частному)
- методы самостоятельной работы и работы под руководством
преподавателя. - метод контроля и самоконтроля за эффективностью учебнопознавательной деятельности
- метод устного контроля и самоконтроля в обучении
Методы музыкального образования обуславливают взаимодействие с
содержанием музыки, направлены на освоение способов музыкальной
деятельности, позволяют проявиться внутреннему миру ребенка, наблюдать
процесс самоизменения через музыку.
Для включения детей в активную и приятную для них деятельность
используется ряд эффективных методических приемов:
11

12

- Разучивая и исполняя произведения, целесообразно проводить работу
сразу над несколькими различными по характеру и сложностями песнями.
- В процессе разучивания и исполнения надо обращать внимание детей на
качество творческого звука, на то, «что такое хорошо и что такое плохо» в
пении, учить красоте и содержательной наполненности звучания.
Итогом должно стать создание убедительного художественного образа,
выразительное осмысленное исполнение музыки. Также развитию творческого
навыка у детей способствуют импровизации: вокальные, двигательные,
ритмические.










Материально-техническое обеспечение
фортепиано
наличие музыкально-воспроизводящей аппаратуры
ноутбук
проектор
наличие микрофонов
фонотека с различными вокальными произведениями
фонотека с качественными (что немаловажно) записями фонограмм
специально оборудованная сцена
актовый зал
Используемая литература:

1.Белоусенко М.И. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
2.Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
3.Огороднов
Д.,
«Музыкально-певческое
воспитание
детей»
«Музыкальная Украина», Киев, 1989г.
4.Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре
начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.
5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.
6.Струве Г. «Школьный хор М.1981г.
7.Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика
музыкального образования детей»

12

13

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».