ЭК_Искусство ФГОС СОО 10-11 класс

Приложение№1 к ООП СОО
МАОУ СОШ№147
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 147
г. Екатеринбург
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор МАОУ СОШ № 147
Н.Ф. Соболева
Приказ №64-о
от " 28 "августа 2020 г.

«ПРИНЯТО»
на Педагогическом совете:
Протокол №1

от " 28 " августа 2020 г.

«РАССМОТРЕНО»
на заседании ШМО Протокол №1
" 24" августа 2020 г.
Руководитель ШМО:
Н.И. Иванова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ФГОС
Название элективного курса: Искусство
Класс (параллель): 10-11

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные результаты освоения)

В условиях работы по новым образовательным стандартам среднего (полного) общего образования следует обратить особое внимание
на формы и планируемые результаты учебной деятельности учащихся. В этой связи при подготовке уроков искусства в 10-11 классах наряду
с содержательными следует четко формулировать требования к результатам образования и воспитания учащихся средствами произведений
мирового искусства. Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения
и воспитания школьников.
Личностные результаты изучения искусства в средней школе подразумевают:
— формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;
— развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;
— накопление разнообразия и неповторимого опыта эстетического переживания;
— формирование творческого отношения к проблемам;
— развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
— гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;
— подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Метапредметные результаты изучения искусства в средней школе содержат:
— формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;
— выявление причинно-следственных связей;
— поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства;
— развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
— формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
— применение методов познания через художественный образ;
— использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
— определение целей и задач учебной деятельности;
— выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;
— самостоятельную оценку достигнутых результатов.
Предметные результаты изучения искусства в средней школе включают:
— наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;
— восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;
— представление о месте и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
— представление о системе общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе моральных норм и ценностей, заключенных в
произведениях искусства;
— усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка
искусства;
— различение изученных видов и жанров искусства, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла;

— классификацию изученных объектов и явлений культуры; структурирование изученного материала, информации, полученной из
различных источников;
— осознание ценности и места отечественного искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего
народа;
— уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;
— формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной
терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной
речи;
— развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора;
— умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с
произведениями искусства;
— реализацию собственного творческого потенциала; применение различных художественных материалов; использование
выразительных средств искусства в творчестве.
2. Содержание учебного предмета (курса, программы внеурочной деятельности, программы дополнительного образования), с
указанием форм организации учебных занятий, основных видов деятельности.
10 класс
I. Искусство первобытного общества и древнейших цивилизаций
Искусство первобытного человека. Первые художники Земли. Древнейшие сооружения человечества. Музыка, танец и пантомима.
Искусство Древней Передней Азии. Возникновение письменности 1. Архитектура Месопотамии. Изобразительное искусство.
Музыкальное искусство.
Архитектура Древнего Египта. Пирамиды – «жилища вечности» фараонов. Храмы и гробницы.
Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. Скульптурные памятники. Рельефы и фрески. Сокровища гробницы
Тутанхамона. Музыка, театр и поэзия.
Искусство Мезоамерики. Искусство классического периода. Искусство ацтеков. Искусство майя. Искусство инков.
II. Искусство Античности
Эгейское искусство. Шедевры архитектуры. Фрески Кносского дворца. Вазопись стиля Камарес.
Архитектурный облик Древней Эллады. Архитектура архаики: греческая ордерная система (обобщение ранее изученного).
Архитектура классики: Афинский Акрополь. Архитектура эллинизма: Пергамский алтарь.
Изобразительное искусство Древней Греции. Скульптура и вазопись архаики. Изобразительное искусство классического периода.
Скульптурные шедевры эллинизма.
Архитектурные достижения Древнего Рима. Архитектура периода Римской республики. Шедевры архитектуры эпохи Римской
империи.
Изобразительное искусство Древнего Рима. Римский скульптурный портрет. Фресковые и мозаичные композиции.
Театр и музыка Античности. Трагики и комедиографы греческого театра. Театральное и цирковое искусство Древнего Рима.
Музыкальное искусство Античности.

III. Искусство Средних веков
Мир византийского искусства. Достижения архитектуры. Мерцающий свет мозаик. Искусство иконописи. Музыкальное искусство.
Архитектура западноевропейского Средневековья. Романский стиль архитектуры. Архитектура готики (обобщение ранее изученного).
Изобразительное искусство Средних веков. Скульптура романского стиля. Скульптура готики. Искусство витража.
Театр и музыка Средних веков. Литургическая драма. Средневековый фарс. Достижения музыкальной культуры. Музыкально-песенное
творчество трубадуров, труверов и миннезингеров.
Искусство Киевской Руси. Архитектура Киевской Руси. Изобразительное искусство.
Развитие русского регионального искусства. Искусство Великого Новгорода. Искусство Владимиро-Суздальского княжества.
Творчество Феофана Грека. Искусство Московского княжества.
Искусство единого Российского государства. Искусство периода образования государства. Творчество Дионисия. Искусство периода
утверждения государственности. Искусство России на пороге Нового времени.
Театр и музыка Древней Руси. Возникновение профессионального театра. Музыкальная культура.
IV. Искусство средневекового Востока
Искусство Индии. Шедевры архитектуры. Изобразительное искусство. Музыка и театр.
Искусство Китая. Шедевры архитектуры. Изобразительное искусство.
Искусство Страны восходящего солнца. Шедевры архитектуры. Садово-парковое искусство. Изобразительное искусство.
Искусство исламских стран. Шедевры архитектуры. Особенности изобразительного искусства. Литература и музыка.
V. Искусство Возрождения
Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения. Джотто – «лучший в мире живописец». Живопись Раннего
Возрождения. В мире образов Боттичелли. Скульптурные шедевры Донателло.
Архитектура итальянского Возрождения. Флорентийское чудо Брунеллески. Великие архитекторы эпохи Возрождения.
Титаны Высокого Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи. Бунтующий гений Микеланджело. Рафаэль — «первый
среди великих».
Мастера венецианской живописи. Творчество Беллини и Джорджоне. Художественный мир Тициана. Творчество Веронезе и
Тинторетто.
Искусство Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Живопись нидерландских и немецких мастеров. В мире
фантасмагорий Босха. Творческие искания Брейгеля. Творчество Дюрера.
Музыка и театр эпохи Возрождения. Музыкальная культура. Итальянская комедия дель арте. Театр Шекспира.
11 класс
I. Искусство Нового времени
Искусство барокко. Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Эстетика барокко.
Архитектура барокко. Характерные черты барочной архитектуры. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Архитектура
Петербурга и его окрестностей. Ф. Б. Растрелли.
Изобразительное искусство барокко. Живопись барокко. Творчество Рубенса. Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини.
Реалистические тенденции в живописи Голландии. Творчество Рембрандта. Великие мастера голландской живописи.

Музыкальное искусство барокко. «Взволнованный стиль» барокко в итальянской опере. Расцвет свободной полифонии в творчестве
Баха. Русская музыка барокко.
Искусство классицизма и рококо. Эстетика классицизма. Рококо и сентиментализм.
Классицизм в архитектуре Западной Европы. «Сказочный сон» Версаля. Архитектурные ансамбли Парижа. Ампир. (Обобщение ранее
изученного).
Изобразительное искусство классицизма и рококо. Никола Пуссен — художник классицизма. Мастера «галантного жанра»:
живопись рококо.
Композиторы Венской классической школы. Классический симфонизм Гайдна. Музыкальный мир Моцарта. «Музыка, высекающая
огонь из людских сердец». Л. ван Бетховен.
Шедевры классицизма в архитектуре России. «Строгий, стройный вид» Петербурга. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его
блистательные зодчие. «Архитектурный театр» Москвы. В. И. Баженов и М. Ф. Казаков
Искусство русского портрета. Мастера живописного портрета (Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский). Мастера
скульптурного портрета (Б. К. Растрелли, Э. М. Фальконе, Ф. И. Шубин).
Неоклассицизм и академизм в живописи. Ж. Л. Давид — основоположник неоклассицизма. Творчество К. П. Брюллова.
Художественные открытия А. А. Иванова.
Живопись романтизма. Эстетика романтизма. Живопись романтизма (Э. Делакруа и Ф. Гойя, прерафаэлиты, К. Д. Фридрих, О. А.
Кипренский, И. К. Айвазовский).
Романтический идеал и его отражение в музыке. Романтизм в западноевропейской музыке. Р. Вагнер — реформатор оперного жанра.
Русская музыка романтизма.
Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка. Глинка — основоположник русской музыкальной классики.
Рождение русской национальной оперы.
Реализм — направление в искусстве второй половины XIX века. Реализм: эволюция понятия. Эстетика реализма и натурализм.
Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма. Картины жизни в творчестве Г. Курбе. История и реальность в
творчестве О. Домье.
Русские художники-передвижники. Общество передвижных выставок. Реалистическая живопись И. Е. Репина и В. И. Сурикова.
Развитие русской музыки во второй половине XIX века. Композиторы «Могучей кучки» (М. А. Балакирев, А. П. Бородин, М. П.
Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков). «Музыкальная исповедь души»: творчество П. И. Чайковского.
II. Искусство конца XIX—XX века
Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи. Художественные искания импрессионистов (Э. Дега, Э. Мане, О. Ренуар). Пейзажи
впечатления (К. Моне, А. Сислей, К. Писсарро). Повседневная жизнь человека (О. Ренуар). Последователи импрессионистов (П. Сезанн, В.
Ван Гог, П. Гоген и А. Тулуз-Лотрек, К. А. Коровин, В. А. Серов, И. Э. Грабарь).
Формирование стиля модерн в европейском искусстве. Характерные особенности стиля. Модерн в архитектуре. В. Орта.
Архитектурные шедевры А. Гауди. Модерн Ф. О. Шехтеля.
Символ и миф в живописи и музыке. Художественные принципы символизма. «Вечная борьба мятущегося человеческого духа» в
творчестве М. А. Врубеля. Музыкальный мир А. Н. Скрябина.
Художественные течения модернизма в живописи. Фовизм А. Матисса. Кубизм П. Пикассо. Сюрреализм С. Дали.

Русское изобразительное искусство XX века. Художественные объединения начала века. Мастера русского авангарда (В. В.
Кандинский, К. С. Малевич. П. Н. Филонов). Искусство советского периода. Современное изобразительное искусство.
Архитектура ХХ века. Конструктивизм Ш. Э. Ле Корбюзье и В. Е. Татлина. «Органическая архитектура» Ф. Л. Райта. О. Нимейер:
архитектор, привыкший удивлять.
Театральное искусство XX века. Режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. «Эпический театр» Б. Брехта.
Шедевры мирового кинематографа. Мастера немого кино: С. М. Эйзенштейн и Ч. С. Чаплин (обобщение ранее изученного).
«Реальность фантастики» Ф. Феллини. Неореализм итальянского кино. Основные тенденции развития современного кинематографа.
Музыкальное искусство России XX века. Музыкальный мир С. С. Прокофьева. Творческие искания Д. Д. Шостаковича. Музыкальный
авангард А. Г. Шнитке.
Стилистическое многообразие западноевропейской музыки. Искусство джаза и его истоки. Рок- и поп-музыка (обобщение ранее
изученного).
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№
1.

2.

Тема урока (темы
разделов)

Тематическое планирование 10 класс
Содержание образования

Виды учебной деятельности

I. Искусство первобытного общества и древнейших цивилизаций
Причины возникновения художественного творчества. исследовать истоки возникновения искусства;
Периодизация основных этапов развития первобытной определять зависимость между особенностями
культуры.
Синкретический
характер
искусства различных видов искусства и мифологическими
первобытного человека. Первые художники Земли. представлениями человека; объяснять роль знака,
Эволюция пещерной живописи в эпоху палеолита, символа, мифа в искусстве первобытного
мезолита, неолита и энеолита. Наиболее популярные человека; устанавливать причинно-следственные
сюжеты и особенности их изображения. Древнейшие связи, выстраивать логическую цепь рассуждений
сооружения человечества. Зарождение архитектуры и ее и доказательств по проблеме возникновения
связь с религиозными верованиями и мифологическими искусства; находить с помощью различных
представлениями человека. Музыка, танец и пантомима. средств,
выделять,
структурировать
и
Причины возникновения музыкального творчества. представлять в виде сообщения и презентации
Предпосылки возникновения танца.
необходимую информацию;
Искусство Древней Возникновение письменности. От пиктографического выявлять в художественных произведениях
(рисуночного) письма к клинописи шумеров. Библиотека образы, темы и проблемы, показывать свое
Передней Азии
царя Ашшурбанипала. «Эпос о Гильгамеше».
отношение
к
ним
в
развернутых
Архитектура
Месопотамии.
Зиккураты
как аргументированных устных и письменных
символическое воплощение устройства мира. Сводчато- высказываниях; создавать модели зиккуратов с
арочные конструкции. Архитектурные сооружения учетом их символики в одной из художественных
Искусство
первобытного
человека

№

Тема урока (темы
разделов)

Содержание образования

Виды учебной деятельности

Вавилона.
Изобразительное искусство. Рельефы и мозаики, их
основная тематика и назначение. Искусство мелкой
пластики. Особенности ассирийских рельефов.
Музыкальное
искусство.
Назначение
музыки.
Популярные музыкальные инструменты.

техник;
самостоятельно
анализировать
стихотворения;
исследовать
истоки
возникновения
письменности;
использовать
образовательные ресурсы сети Интернет для
поиска
произведений
музыкального,
поэтического, изобразительного искусства по
изучаемой теме;
отвечать на сформулированные вопросы и
аргументировать собственную точку зрения;
определять
стилевые
особенности
древнеегипетской
архитектуры;
соотносить
произведение архитектуры с определенной
культурно-исторической эпохой; определять
зависимость
между
архитектурными
сооружениями
и
мифологическими
представлениями древних египтян; разрабатывать
маршруты для виртуального путешествия в
Долину царей, подготовить тексты для ведущего
телевизионной передачи; создавать модель
древнеегипетской пирамиды с учетом ее
символики в одной из художественных техник;
проводить сравнительный анализ произведений
изобразительного
искусства;
находить
ассоциативные связи между художественными
образами
изобразительного
искусства
и
литературы;
находить
в
сети
Интернет
необходимую
информацию
о
развитии
театрального искусства, музыки и поэзии в
Древнем Египте; описывать и сравнивать
выдающиеся
памятники
изобразительного
искусства; знакомиться со смежными с
искусствознанием
научными
сферами
в

Пирамиды — «жилища вечности» фараонов. Возведение
пирамид — главное архитектурное достижение эпохи
Древнего царства. Отражение в них представлений
человека об устройстве Вселенной, веры в загробную
жизнь и божественную силу фараона. Храмы и
гробницы. Архитектурные комплекты в Карнаке и
Луксоре.
Скальный
храм
царицы
Хатшепсут.
Архитектурные сооружения Позднего царства.

3.

Архитектура
Древнего Египта

4.

Скульптурные памятники. Ритуальное назначение
Изобразительное
искусство и музыка скульптуры, ее строгая подчиненность канону.
Особенности изображения богов, фараонов и людей.
Древнего Египта
Кубическая и круглая скульптура.
Рельефы
и
фрески.
Характерные
особенности
композиций и наиболее популярные сюжеты.
Сокровища гробницы Тутанхамона. Художественные
достижения амарнского периода. Открытие археолога Г.
Картера.
Музыка, театр и поэзия. Роль музыки в жизни общества.
Музыкальная жизнь Древнего Египта

№
5.

6.

Тема урока (темы
разделов)
Искусство
Мезоамерики

Эгейское искусство

Содержание образования

Виды учебной деятельности

Искусство
классического
периода.
Важнейшие
культурные
достижения
ольмеков
(ступенчатые
пирамиды,
скульптура,
предметы
декоративноприкладного искусства). Архитектура Теотиуакана.
Искусство
ацтеков.
Архитектура
Теночтитлана
(Мехико): дворцы ацтекских правителей и храм
верховного бога войны. Монументальная скульптура и ее
условный характер, искусство создания погребальных
масок. Ювелирное искусство.
Искусство майя. Достижения архитектуры (многообразие
форм, их символический смысл). Характерные черты
изобразительного искусства.
Искусство инков. Архитектурные сооружения инков
(техника возведения храмов, декоративное убранство).

произведениях изобразительного искусства и
литературы
(археология,
этнография,
фольклористика); анализировать и обобщать
многообразие связей музыки, литературы и
изобразительного
искусства
по
заданным
критериям; осуществлять поиск, отбор и
обработку информации об известных коллекциях
египетского искусства в крупнейших музеях
мира; анализировать причины художественного
взлета эпохи, ее влияние на дальнейшее развитие
мировой культуры; проводить сравнительный
анализ произведений архитектуры Мезоамерики и
Древнего Египта; выполнять эскизы одежды и
предметов декоративно-прикладного искусства в
традициях
древнеамериканской
культуры;
определять
зависимость
между
реалиями
различных видов искусства и мифологическими
представлениями; выявлять метафорический
смысл языка разных видов искусства; создавать
модель древнеамериканской пирамиды с учетом
ее особенностей в одной из художественных
техник

II. Искусство Античности
Шедевры
архитектуры.
Кносский
дворец
—
выдающийся памятник мирового зодчества. Львиные
ворота в Микенах.
Фрески Кносского дворца. Излюбленные сюжеты,
красочность палитры, динамика композиций, тонкий
художественный вкус.
Вазопись стиля Камарес. Техническое совершенство,
необычность и разнообразие форм, оригинальность
орнамента и живописного рисунка.

высказывать
собственное
мнение
о
художественных достоинствах произведений
эгейского искусства; знакомиться со смежными с
искусствознанием
научными
сферами
(археология, этнография, фольклористика);
осуществлять поиск информации в различных
источниках
(словари,
справочники,
энциклопедии, книги по истории искусств,
монографии, сети Интернет и др.); проводить
сравнительный анализ фресковых композиций
Кносского
дворца
и
произведений

№

Тема урока (темы
разделов)

7.

Архитектурный
облик Древней
Эллады

8.

Изобразительное
искусство Древней
Греции

9.

Архитектурные
достижения Древнего
Рима

Содержание образования

Архитектура архаики: греческая ордерная система.
«Прочность, польза, красота» — формула Витрувия.
Создание греческой ордерной системы и ее воплощение
в культовых сооружениях. Архитектура классики:
Афинский Акрополь. Акрополь — общественный и
культурный центр Афинского государства: особенности
композиции, архитектурных форм, декоративного
убранства.
Архитектура
эллинизма:
Пергамский
алтарь.
Особенности развития архитектуры в эпоху эллинизма.
Слияние восточных и античных традиций. Назначение и
особенность композиции Большого алтаря Зевса в
Пергаме.
Скульптура и вазопись архаики. Куросы и коры.
Шедевры и мастера вазописи. Основные стилевые
отличия произведений мелкой пластики и живописи.
Чернофигурная вазопись.
Изобразительное искусство классического периода.
Краснофигурная
вазопись.
Расцвет
искусства
скульптуры. Мастерство в передаче портретных черт и
эмоционального состояния человека. Идеал физической
силы и духовной красоты в творчестве великих мастеров
скульптуры.
Скульптурные шедевры эллинизма. Новизна тем,
трагическая и экспрессивная трактовка классических
сюжетов и образов.
Архитектура периода Римской республики. Римский
Форум. Величественные шедевры Древнего Рима.
Шедевры архитектуры эпохи Римской империи.

Виды учебной деятельности
древнеегипетского искусства; разрабатывать
маршрут экскурсии «В лабиринтах Кносского
дворца»
применять специальную терминологию при
анализе и описании памятников древнегреческой
архитектуры; составлять словарь основных
понятий ордерной системы; оценивать шедевры
древнегреческой
архитектуры
в
единстве
содержания и формы; объяснять роль символики
в
решении
художественного
образа
архитектурного сооружения; создавать модель
древнегреческого храма с учетом его символики в
одной из художественных техник; разрабатывать
маршрут заочной экскурсии по Афинскому
Акрополю; разрабатывать проект архитектурного
сооружения в традициях античного зодчества
описывать шедевры скульптуры и вазописи;
соотносить
произведение
скульптуры
с
определенной культурно-исторической эпохой;
характеризовать особенности и творческую
манеру индивидуального авторского стиля;
готовить радиопередачи о творчестве греческих
ваятелей; выполнять эскизы росписей ваз и
других предметов обихода в художественных
традициях древнегреческих мастеров; проводить
сравнительный анализ античной пластики со
скульптурными
произведениями
Древнего
Египта; высказывать собственное мнение о
художественных
достоинствах
отдельных
произведений
изобразительного
искусства
Древней Греции
соотносить
произведение
архитектуры
с
определенной культурно-исторической эпохой;
проводить сравнительный анализ архитектурных

№

Тема урока (темы
разделов)

10.

Изобразительное
искусство Древнего
Рима

11.

Театр и музыка
Античности

Содержание образования

Виды учебной деятельности

Выдающиеся сооружения периода расцвета империи. сооружений Древней Греции и Древнего Рима,
Архитектурный
облик
Колизея
и
Пантеона. выявлять общее и различия; описывать шедевры
Триумфальные арки.
древнеримской архитектуры с учетом их
художественной ценности и влияния на
дальнейшее развитие мирового зодчества;
разрабатывать маршрут для заочной экскурсии по
античному Риму; готовить презентацию или
сообщение об античном Риме с использованием
произведений литературы и живописи; писать
рецензии на один из художественных фильмов об
истории Древнего Рима
Римский скульптурный портрет. История создания, сопоставлять
художественно-образное
эволюция и значение римского скульптурного портрета. содержание
произведений
изобразительного
Мастерство
в
передаче
портретного
сходства, искусства;
выявлять
в
художественных
внутреннего мира человека. Интерес к личности произведениях образы и темы, выражать свое
государственной и общественной.
отношение
к
ним
в
развернутых
Фресковые и мозаичные композиции. Богатство сюжетов аргументированных устных и письменных
и разнообразие художественных приемов. Особенности высказываниях; проводить сравнительный анализ
живописных произведений.
произведений
изобразительного
искусства
древнегреческих и древнеримских мастеров;
готовить экспозицию выставки по заданной
тематике; выдвигать гипотезы, вступать в диалог,
аргументировать собственную точку зрения по
сформулированным проблемам
Трагики
и
комедиографы
греческого
театра. исследовать истоки театрального искусства
Характерные особенности творчества Эсхила. Трагедии Древней Греции; определять зависимость между
Софокла. Творческое наследие Еврипида. Комедийные реалиями театрального и музыкального искусства
произведения Аристофана. Театральное и цирковое и
мифологическими
представлениями;
искусство Древнего Рима. Грандиозность театральных и инсценировать один из эпизодов трагедии Эсхила
цирковых представлений. Искусство актеров пантомимы. «Прикованный Прометей»; создавать эскизы
Музыкальное искусство Античности. Особое значение костюмов, декораций, масок для различных
музыки
в
жизни
древнегреческого
общества. актерских
амплуа;
писать
рецензии
на
Популярные музыкальные инструменты. Музыкальная современные
театральные
постановки
культура Древнего Рима и ее связь с греческой и древнегреческих
комедий
или
трагедий;

№

Тема урока (темы
разделов)

12.

Мир византийского
искусства

13.

Архитектура
западноевропейского
Средневековья

Содержание образования
восточной музыкой. Музыка и поэзия.

III. Искусство Средних веков
Достижения
архитектуры.
Сочетание
элементов
античного и восточного зодчества. Базилика, ее
назначение, устройство, характерные черты внешнего и
внутреннего облика. Понятие о крестово-купольном типе
храма. Собор Святой Софии в Константинополе.
Мерцающий свет мозаик. Основные темы и сюжеты, их
символический смысл. Мозаики Равенны.
Искусство иконописи. Происхождение икон. Понятие
канона. Шедевры византийской иконописи.
Музыкальное искусство. Церковная музыка. Основные
виды церковного пения. Музыкально-поэтические
импровизации на библейские сюжеты. Нотное письмо.

Романский
стиль
архитектуры.
Характерные
особенности архитектурных сооружений романского
стиля. Типы архитектурных построек: базилики,
феодальные замки, городские укрепления и жилые дома.
Шедевры романской архитектуры. Архитектура готики.
Основные периоды в развитии готической архитектуры.

Виды учебной деятельности
составлять антологию античной поэзии и писать
предисловие для нее; составлять словарь
музыкальных понятий и терминов, восходящих к
эпохе Античности; осуществлять поиск, отбор и
обработку информации по заданной тематике
анализировать
причины
художественного
подъема
эпохи
византийского
искусства;
систематизировать
полученные
знания
о
важнейших
достижениях
художественной
культуры Византии; устанавливать связи между
культурой Византии и античным искусством;
выявлять характерные особенности византийской
архитектуры; проводить сравнительный анализ
конструкций базилик и крестово-купольных
сооружений; комментировать существующие
точки зрения на проблемы развития искусства
мозаики, сравнивать художественную манеру их
исполнения с мозаиками Древнего Рима;
описывать памятники византийской иконописи,
узнавать об их дальнейшей судьбе; проводить
сравнительный анализ византийской мозаики с
фреской Феофана Грека на один и тот же
библейский сюжет; находить в сети Интернет
необходимую информацию об истоках и развитии
искусства иконописи; слушать церковные
песнопения,
самостоятельно
определять
характерные свойства камерно-вокальной музыки
развивать навыки исторической реконструкции
культурно-исторической эпохи с привлечением
различных источников; соотносить произведение
архитектуры
с
определенной
культурноисторической
эпохой;
пользоваться
искусствоведческими терминами в процессе

№

Тема урока (темы
разделов)

14.

Изобразительное
искусство Средних
веков

15.

Театр и музыка
Средних веков

Содержание образования

Виды учебной деятельности

Готические соборы — центры общественной и духовной анализа
произведения
архитектуры;
жизни
средневекового
города.
Особенности структурировать
знания;
осознанно
и
архитектурных решений. Шедевры готики.
произвольно строить речевое высказывание в
устной и письменной формах; проводить
сравнительный анализ готического и романского
соборов; исследовать эволюцию художественных
образов в романской и готической архитектуре;
создавать модели романского или готического
храмов с учетом их символики в одной из
художественных техник; составлять словарь
понятий и терминов, восходящих к романской и
готической архитектуре
Скульптура романского стиля. Условный характер находить
ассоциативные
связи
между
изобразительного искусства и его зависимость от художественными образами скульптуры и
церковных канонов. Основные сюжеты и образы. архитектуры; исследовать причины выдвижения
Шедевры скульптуры романского стиля.
на первый план скульптуры как основного вида
Скульптура готики. Теснейшая связь скульптуры с изобразительного искусства готики; оценивать
архитектурой. Преобладание религиозной тематики. художественное своеобразие шедевров немецкой
Характерные особенности скульптуры готики. Шедевры готической скульптуры; исследовать причины
готической пластики.
преимущественного использования в храмах
Искусство витража. Техника витражной живописи, ее витражей, пришедших на смену византийским
основное
назначение.
Излюбленные
орнаменты мозаикам; создавать эскизы витражей в
витражных окон. Шедевры искусства витража.
традициях средневекового готического искусства;
разрабатывать
план-проспект
выставки
и
оформлять
экспозицию
«Изобразительное
искусство западноевропейского Средневековья»
Литургическая драма. Возникновение жанра и его исследовать причины особой популярности
особая популярность в обществе. Основные сюжеты и их комического фарса в народной среде; выдвигать
иносказательный смысл. Общие черты и особенности проблему, предусматривающую множественность
театрального действа.
/ инвариантность ответов на поставленные
Средневековый фарс. Остроумное комедийное начало и вопросы; исследовать причины складывания
поучительный
смысл
театрального
жанра. мнения о григорианском хорале как о
Средневековый фарс в произведениях живописи и музыкальном символе средневековой эпохи;
литературы.
инсценировать один из эпизодов средневекового

№

Тема урока (темы
разделов)

16.

Искусство Киевской
Руси. Архитектура

17.

Искусство Киевской
Руси.
Изобразительное
искусство

Содержание образования

Виды учебной деятельности

Достижения
музыкальной
культуры.
Высокая
духовность и аскетический характер средневековой
музыки. Понятие о григорианском хорале. Появление и
развитие многоголосия.
Музыкально-песенное творчество трубадуров, труверов
и миннезингеров. Разнообразие жанров песенного
творчества и их главная тематика. Шедевры музыкальнопесенного творчества.

фарса, мистерии или литургической драмы;
составлять словарь музыкальных и театральных
понятий и терминов, восходящих к эпохе
Средневековья; слушать григорианские хоралы,
определяя их существенные признаки и приемы
создания художественных образов; создавать
собственную коллекцию средневековой музыки и
систематизировать
ее;
проводить
самостоятельный
анализ
стихотворений
французских
трубадуров
и
немецких
миннезингеров
исследовать истоки русской художественной
культуры;
находить
характерные
черты
древнерусского
искусства
в
современной
художественной культуре; создавать модель
одного из архитектурных сооружений эпохи
Киевской Руси в одной из художественных
техник; осуществлять поиск информации об
архитектуре Киевской Руси в различных
источниках
(словари,
справочники,
энциклопедии, книги по истории искусств,
монографии, Интернет и др.); проводить
сравнительный анализ архитектурного облика
Софийских соборов в Константинополе, Киеве и
Великом Новгороде; определять основные
сюжеты и техники исполнения монументальной
живописи Софийского собора в Киеве; описывать
наиболее
значительные
памятники
изобразительного искусства эпохи Киевской
Руси; соотносить произведения изобразительного
искусства с эпохой Киевской Руси; соотносить
основные исторические события эпохи Киевской
Руси
с
выдающимися
памятниками
художественной культуры того времени

Теснейшая
связь
художественной
культуры
средневековой Руси с язычеством и важнейшими
историческими событиями. Творческое переосмысление
художественных традиций Византии и Западной Европы.
Архитектура Киевской
Руси. Основные черты
архитектуры Киевской Руси. Шедевры зодчества.
Зодчество
Великого
Новгорода:
характерные
особенности и шедевры.
Изобразительное искусство. Мозаики и фрески Софии
Киевской. Следование византийскому канону, выработка
собственного стиля. Главные темы мозаик и фресковых
росписей. Искусство иконописи XI—XII вв. Общий
характер изображений. Анализ лучших образцов
иконописи.

№
18.

Тема урока (темы
разделов)
Развитие русского
регионального
искусства: Великий
Новгород,
ВладимироСуздальское
княжество

19.

Развитие русского
регионального
искусства:
Московское
княжество

20.

Искусство единого
Российского
государства.
Искусство периода
образования
государства

Содержание образования

Виды учебной деятельности

Искусство Великого Новгорода. Создание самобытного
искусства, обусловленного усилением демократических
тенденций. Выдающиеся памятники новгородского
зодчества, характерные особенности их архитектурного
облика. Шедевры фресковой живописи. Формирование
новгородской школы иконописи. Творчество Феофана
Грека. Искусство Владимиро-Суздальского княжества.
Характерные особенности храмового строительства.
Успенский собор во Владимире. Творения владимирских
резчиков по камню (на примере Дмитриевского собора
во Владимире).
Искусство Московского княжества. Рост и усиление
Москвы
в
годы
правления
Ивана
Калиты.
Консолидирующая роль Москвы в развитии русской
культуры.
Расцвет московской школы живописи. Жизненные этапы
и творческие вехи Андрея Рублева (на примере
произведений). Творческая манера и художественное
своеобразие его шедевров.

выявлять характерные особенности и оценивать
значение новгородской архитектуры; оценивать
произведения искусства Великого Новгорода в
единстве содержания и формы; находить в
Интернете дополнительную информацию о
декоративном убранстве Георгиевского собора в
Юрьеве-Польском и проводить сравнение с
Дмитриевским собором во Владимире; оценивать
вклад Феофана Грека в мировое и отечественное
искусство; находить ассоциативные связи между
художественными образами литературы и
изобразительного искусства; указывать причины
консолидирующей роли Москвы в развитии
отечественной
культуры;
совершенствовать
коммуникативную компетентность в процессе
выступления перед одноклассниками, отстаивать
и обосновывать собственную точку зрения;
сопоставлять
художественно-образное
содержание произведений Андрея Рублева;
определять
эстетическую,
духовную
и
художественную ценность творений Андрея
Рублева
проводить сравнительный анализ Успенских
соборов во Владимире и в Московском Кремле;
выявлять стилевые особенности живописи
Дионисия; высказывать собственное мнение о
художественных достоинствах произведений
Дионисия; совершенствовать коммуникативную
компетентность в процессе выступления перед
одноклассниками, отстаивать и обосновывать
собственную точку зрения; ориентироваться в
основных тенденциях развития архитектуры и
изобразительного искусства периода утверждения
государственности; разрабатывать экскурсионный

Искусство периода образования государства. Создание
архитектурно-художественного ансамбля Московского
Кремля. Новизна архитектурного решения при
возведении Успенского собора. Храмы Соборной
площади
Московского
Кремля.
Становление
общерусского стиля. Шедевры творчества Дионисия.
Искусство периода утверждения государственности.
Москва — «Третий Рим» как центр христианского мира
и общерусской культуры. Покровский собор (храм
Василия Блаженного) — архитектурная жемчужина
Москвы. Создание нового типа каменного шатрового
храма (церковь Вознесения в Коломенском). Основные

№

Тема урока (темы
разделов)

21.

Искусство единого
Российского
государства. Новое
время

22.

Театр и музыка
Древней Руси

Содержание образования

Виды учебной деятельности

направления в развитии изобразительного искусства
(Годуновская и Строгановская школы живописи).
Искусство России на пороге Нового времени. Эпоха
перелома в отечественной истории и развитии
художественной культуры. Канонизация культового
зодчества. Характерные особенности архитектуры XVII
в. (на примере шедевров русского зодчества).
Мастерство деревянного зодчества. Качественные
изменения в изобразительном искусстве (на примере
творчества Симона Ушакова).

маршрут по Московскому Кремлю данного
периода; проявлять оригинальный творческий
подход к решению различных учебных и
реальных, жизненных проблем; развивать умения
использовать средства информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) в решении
учебных и организационных задач; соотносить
основные исторические события эпохи Нового
времени
с
выдающимися
памятниками
художественной
культуры
этого
периода;
развивать навыки исторической реконструкции
культурно-исторической эпохи с привлечением
различных источников; выявлять причины
произошедших
изменений
в
русской
монументальной и станковой живописи в конце
XVI — начале XVII в.; осуществлять поиск, отбор
и обработку информации о крупнейших центрах
русского деревянного зодчества; самостоятельно
применять отдельные компьютерные программы
для подготовки презентаций по изучаемой теме
указывать
причины
возникновения
профессионального театра; осуществлять поиск
информации об истории возникновения и
становлении русского профессионального театра
в различных источниках (словари, справочники,
энциклопедии, книги по истории искусств,
монографии, Интернет и др.); слушать фрагменты
музыкальных сочинений русских композиторов с
последующим оформлением своих впечатлений в
сочинении-эссе;
слушать
древнерусские
церковные песнопения и светскую музыку,
определять ее существенные признаки и
художественные приемы; создавать собственную
коллекцию
древнерусской
музыки
и

Возникновение профессионального театра. Народное
творчество, праздники и обрядовые действа — истоки
русского театра. Характер первых придворных
постановок. Школьный театр и творчество Симеона
Полоцкого.
Музыкальная культура. Языческие и христианские
традиции
музыкальной
культуры,
следование
византийскому канону. Колокольные звоны. Музыка как
составная часть церковного богослужения. Знаменный
распев — основа древнерусского певческого искусства.
Светская музыка и наиболее популярные музыкальные
инструменты.

№

Тема урока (темы
разделов)

23.

Искусство Индии

24.

Искусство Китая

Содержание образования

Виды учебной деятельности

систематизировать ее
IV. Искусство средневекового Востока
Шедевры архитектуры. Ступа — один из древнейших оценивать произведения искусства в единстве
типов культовых сооружений буддизма (на примере содержания и формы; объяснять роль знака,
ступы в Санчи). Пещерные храмы для моления (чайтьи) символа, мифа в произведениях индийской
как культовые сооружения (на примере чайтьи в Карли). архитектуры; высказывать собственное мнение о
Храмовое строительство: южный и северный тип художественных достоинствах произведений
индийского храма (на примере шедевров мирового искусства Индии; готовить экспозицию выставки
зодчества). Уникальность композиционного решения, «Индия в творчестве европейских поэтов,
богатство и роскошь скульптурного убранства.
художников и музыкантов»; слушать индийскую
Изобразительное искусство. Росписи в пещерных музыку и смотреть народные классические танцы;
храмах Аджанты как синтез архитектуры, скульптуры и самостоятельно
разрабатывать
хореографию
живописи. Миниатюрная живопись Индии и ее народного индийского танца, музыку и костюмы
художественное своеобразие.
для его сценического воплощения; исследовать
Музыка и театр. Роль и значение музыки в жизни проблему происхождения древнеиндийского
индийского общества. Рага — основа индийской музыки, языка санскрит, выявлять его взаимосвязь с
результат обработки народных мелодий. Популярные языками других народов мира; находить в сети
музыкальные инструменты. «Натьяшастра» — трактат о Интернет или выбирать из собственной
происхождении театрального и танцевального искусства. коллекции произведения искусства по теме
Спектакль как единство музыки, пения и танца.
«Образ Индии в творчестве русских деятелей
культуры»; самостоятельно применять отдельные
компьютерные программы для подготовки и
оформления презентаций
Шедевры архитектуры. Характерные особенности проводить сравнительный анализ произведений
китайского зодчества, его органическая связь с китайского зодчества и выявлять его стилевые
природой. Типичные архитектурные сооружения (на особенности; разрабатывать эскизы силуэтов
примере шедевров китайского зодчества).
типичных архитектурных сооружений Китая
Изобразительное искусство. Характерные особенности средствами компьютерной графики; готовить
китайской скульптуры и ее связь с буддийской религией экспозицию выставки «Китай в творчестве
(на примере погребального комплекта в провинции европейских поэтов, художников и музыкантов»;
Шэньси). Многообразие жанров и техник китайской самостоятельно
выполнять
рисунки
в
живописи (на примере произведений известных традиционных жанрах китайской живописи;
художников).
анализировать причины распространения стиля
шинуазри в западноевропейском и отечественном

№

Тема урока (темы
разделов)

Содержание образования

25.

Искусство Страны
восходящего солнца

Шедевры
архитектуры.
Следование
китайским
традициям в зодчестве, выработка собственного
архитектурного стиля (на примере шедевров японского
искусства).
Садово-парковое искусство. Истоки и разнообразие
типов. Сад камней Рѐандзи в Киото — символическое
воплощение философской идеи строения мира,
своеобразная
модель
Вселенной.
Символическое
звучание элементов садово-паркового искусства.
Изобразительное искусство. Укиѐ-э — одно из самых
значительных явлений в изобразительном искусстве.
Разнообразие
тем
и
сюжетов,
мастерство
художественного воплощения образов (на примере
произведений К. Утамаро, К. Хокусая, А. Хиросигэ).
Скульптура нэцке, ее традиционное назначение.

26.

Искусство исламских
стран

Шедевры архитектуры. Типичные архитектурные
сооружения исламских стран и их художественное
своеобразие (на примере шедевров мирового зодчества).
Особенности изобразительного искусства. Основные
виды изобразительного искусства, их назначение,
символический смысл и художественное своеобразие.
Арабеска. Каллиграфия.
Литература и музыка. Любовная лирика народов

Виды учебной деятельности
искусстве XVI —XIX вв.; составлять антологию
лучших произведений китайской лирики и
подбирать иллюстративный материал для ее
оформления; осуществлять поиск в сети
Интернет, отбор и обработку информации для
подготовки презентаций по заданной тематике
соотносить
произведения
искусства
с
определенной культурно-исторической эпохой,
национальной школой и автором; определять
существенные
признаки
и
описывать
национальное своеобразие японского искусства;
указывать
причины
своеобразного
художественного развития японского искусства и
его влияния на культуру других стран; различать
основные типы архитектурных сооружений
Японии; высказывать собственное мнение о
художественных достоинствах произведений
японского
изобразительного
искусства;
сотрудничать со сверстниками в процессе
коллективного обсуждения проблем, связанных с
пониманием и оценкой искусства Японии;
создавать
собственную
садово-парковую
композицию в японском стиле (макет); писать
сочинение-эссе на тему «Мои размышления в
японском саду камней»; составлять цветочную
композицию (икебану) в японском стиле
воспринимать и оценивать шедевры архитектуры
ислама в единстве формы и содержания;
объяснять роль основной символики в решении
художественного
образа
архитектурного
сооружения; создавать модель архитектурного
памятника ислама с учетом его символики в
одной из художественных техник; проводить
сравнительный анализ произведений исламской

№

27.

Тема урока (темы
разделов)

Содержание образования

Виды учебной деятельности

Востока и ее мировое значение (на примере творчества архитектуры; описывать выдающиеся памятники
отдельных
мастеров
художественного
слова). архитектуры и изобразительного искусства
Своеобразие музыкальной культуры ислама.
ислама; выявлять существенные признаки
мавританского стиля архитектуры; создавать
собственную декоративную композицию в стиле
восточного орнамента; создавать антологию
восточной лирики (эскиз обложки и иллюстраций
восточной книжной миниатюры); сочинять рубаи
в стиле Омара Хайяма
V. Искусство Возрождения
Джотто — «лучший в мире живописец». Характерные соотносить
произведения
изобразительного
Изобразительное
особенности и значение творчества Джотто (на примере искусства
с
определенной
культурноискусство
лучших произведений). Джотто — архитектор.
исторической эпохой, стилем и автором; выявлять
Проторенессанса и
Раннего Возрождения Живопись Раннего Возрождения. Экспериментальные образы, темы и проблемы в искусстве, выражать
поиски в изобразительном искусстве и определение свое отношение к ним в развернутых
основных задач художника. Построение пространства по аргументированных устных и письменных
законам перспективы на примере произведений Мазаччо. высказываниях; сопоставлять художественноПрактическое
использование
приемов
линейной образное содержание произведений выдающихся
перспективы в творчестве П. Уччелло. Искусство мастеров эпохи Раннего Возрождения и
портрета и его основные разновидности в творчестве определять
эстетическую,
духовную
и
Пьеро делла Франческа.
художественную
ценность
их
творений;
В мире образов Боттичелли. Судьба художника, комментировать научные точки зрения и оценки
значение его творчества. Художественные достоинства творчества отдельных авторов; проводить
произведений на библейские и мифологические сюжеты. сравнительный анализ скульптурных шедевров
Мастерство в создании портретов.
Донателло
с
творениями
античных
и
Скульптурные шедевры Донателло. Общий обзор и средневековых мастеров; готовить экспозицию
анализ лучших творений скульптора.
выставки художников Проторенессанса и Раннего
Возрождения (на основе коллекций крупнейших
музеев мира); использовать образовательные
ресурсы сети Интернет для поиска и обработки
информации о произведениях изобразительного
искусства по изучаемой теме; совершенствовать
коммуникативную компетентность в процессе
выступления перед одноклассниками

№
28.

29.

30.

Тема урока (темы
разделов)
Архитектура
итальянского
Возрождения

Титаны Высокого
Возрождения.
Художественные
принципы
Титаны Высокого
Возрождения:
Леонардо да Винчи,
Микеланджело,
Рафаэль

Содержание образования

Виды учебной деятельности

Флорентийское чудо Брунеллески. Собор Санта-Мария
дель Фьоре — архитектурный символ Флоренции.
Оригинальность и новизна конструктивного решения.
Соединение лучших традиций античного зодчества и
новых архитектурных замыслов (на примере творений
великого зодчего).
Великие архитекторы эпохи Возрождения. Творения Л.
Б. Альберти: новая трактовка античного наследия (на
примере памятников архитектуры). Д. Браманте как
основоположник архитектуры Высокого Возрождения,
выработка собственного стиля зодчего. Архитектурный
облик Венеции: парадность и красочность столицы
Позднего Возрождения, уникальность природных
условий. Основные типы общественных сооружений (на
примере шедевров Я. Сансовино и А. Палладио).

высказывать
собственное
мнение
о
художественных
достоинствах
отдельных
произведений архитектуры и аргументировать его
в рамках свободной дискуссии; обобщать и
систематизировать полученные знания о развитии
и художественных принципах итальянской
архитектуры эпохи Возрождения; проводить
сравнительный
анализ
архитектурных
сооружений эпохи итальянского Возрождения с
произведениями Античности и Средних веков;
комментировать научные точки зрения и оценки
деятелей культуры; описывать и анализировать
памятники архитектуры в единстве формы и
содержания; разрабатывать индивидуальный
творческий проект архитектурного сооружения в
традициях идеального города Возрождения;
готовить рассказ, выставку, презентацию о жизни
и творчестве одного из архитекторов; снимать
видеофильм о достопримечательностях одного из
городов эпохи итальянского Возрождения
сопоставлять
художественно-образное
содержание произведений мастеров эпохи
Высокого
Возрождения
и
определять
эстетическую, духовную и художественную
ценность их творений; комментировать научные
точки зрения и оценки творчества отдельных
авторов; выявлять своеобразие творческой
манеры отдельных художников по сравнению с
деятелями предшествующих эпох; находить с
помощью
различных
средств,
выделять,
структурировать и представлять в виде
сообщения
и
презентации
необходимую
информацию; указывать причины всемирного
значения
творчества
мастеров
Высокого

Художественные принципы Высокого Возрождения.

Художественный мир Леонардо да Винчи. Судьба
художника и основные этапы его творческой
деятельности (на примере шедевров изобразительного
искусства).
Бунтующий гений Микеланджело. Судьба художника и
основные этапы его творческой биографии (на примере
выдающихся произведений скульптуры и живописи).
Микеланджело — архитектор.
Рафаэль — «первый среди великих». Судьба художника
и эволюция его творчества. Рафаэль — певец женской

№

31.

Тема урока (темы
разделов)

Мастера
венецианской
живописи

Содержание образования

Виды учебной деятельности

красоты. Фресковая живопись во дворце Ватикана. Возрождения;
различать
характерные
Портрет в творчестве Рафаэля (на примере выдающихся особенности индивидуального авторского стиля,
произведений).
оценивать творческую манеру (художественный
почерк, символику) созданных произведений;
сопоставлять
художественно-образное
содержание произведений Рафаэля; определять
эстетическую, духовную и художественную
ценность
его
творений;
оценивать
художественную интерпретацию произведения
искусства
с
позиций
современной
действительности;
исследовать
эволюцию
художественных образов и особенности их
трактовки в творчестве художника; выявлять
культурные приоритеты (линию поведения) на
основе изучения произведений великих мастеров
эпохи Высокого Возрождения
Творчество Беллини и Джорджоне. Дж. Беллини как указывать причины выдвижения Венеции в
основоположник венецианской школы живописи (на качестве культурного центра итальянского
примере лучших произведений автора). Художественное Возрождения
(формулировка
проблемы,
мастерство Джорджоне, особенности его творческой выдвижение гипотезы, аргументация различных
манеры в трактовке сюжетов и образов (на примере точек зрения); сопоставлять художественноизвестных творений живописца). Художественный мир образное содержание произведений выдающихся
Тициана. Судьба художника и основные вехи его мастеров венецианской живописи и определять
творческой биографии. Особенности передачи общей эстетическую, духовную и художественную
атмосферы эпохи. Богатство тематики и жанровое ценность их творений; комментировать научные
разнообразие в творчестве. Мастерство колорита и точки зрения и оценки творчества отдельных
композиционного решения (на примере шедевров авторов; выявлять своеобразие творческой
живописи).
манеры отдельных художников по сравнению с
Творчество Веронезе и Тинторетто. Веронезе — певец деятелями предшествующих эпох; оценивать
праздничной Венеции (на примере монументально- художественную интерпретацию произведения
декоративных композиций). Особенности трактовки искусства
с
позиций
современной
художником мифологической и библейской тематики. действительности; выявлять образы, темы и
Творческая манера Тинторетто. Мастерство в создании проблемы, выражать свое отношение к ним в
монументально-декоративных композиций. Обращение к развернутых аргументированных устных и

№

Тема урока (темы
разделов)

32.

Искусство Северного
Возрождения.
Архитектура

33.

Искусство Северного
Возрождения.
Живопись

Содержание образования

Виды учебной деятельности

мифологическим и библейским сюжетам и образам, их
художественное своеобразие. Трагический гуманизм
Позднего Возрождения. Характерные черты маньеризма
и его мастера.

письменных
высказываниях;
проводить
сравнительный анализ произведений живописи в
рамках одной эпохи и творчества разных авторов;
находить
ассоциативные
связи
между
живописными образами Тициана и литературным
творчеством Шекспира; проявлять оригинальный
творческий подход к решению нестандартных
творческих заданий; осуществлять поиск, отбор и
обработку информации, найденной в сети
Интернет, для подготовки презентаций по
заданной тематике
выявлять характерные особенности развития
архитектуры в странах Северной Европы;
соотносить
произведение
искусства
с
определенной исторической эпохой, стилем,
национальной школой; оценивать значение и
вклад отдельных авторов в историю развития
мирового искусства; комментировать научные
точки зрения и оценки творчества отдельных
авторов;
прослеживать
эволюцию
художественных образов в творчестве мастеров
Северного
Возрождения;
соотносить
произведение
искусства
с
определенной
исторической эпохой, стилем, национальной
школой; проводить сравнительный анализ
живописи в рамках одной эпохи и творчества
разных
авторов;
ориентироваться
в
произведениях
изобразительного
искусства
Северного Возрождения, связанных с тематикой
урока; осуществлять поиск, отбор и обработку
информации, найденной в сети Интернет для
подготовки презентаций по заданной тематике;
работать
с
документальной
литературой
(составлять конспект)

Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Своеобразие
национальных традиций французского зодчества.
Дворцы и замки в долине реки Луары (на примере
известных памятников архитектуры). Своеобразие
архитектуры Нидерландов, Бельгии и Германии.
Живопись нидерландских и немецких мастеров. Братья
ван Эйки — основоположники нидерландской школы
живописи. Усовершенствование технологии масляной
живописи (на примере известных шедевров). Искусство
портрета нидерландских и немецких живописцев.
В мире фантасмагорий Босха. Многогранность
творческого дарования, оригинальность образного
решения современной художнику и исторической
проблематики (на примере лучших творений).
Творческие искания Брейгеля. Интерес художника к
жизни простых людей. Сатирическое звучание,
аллегоричность и поучительный смысл отдельных
шедевров автора. Обращение к сюжетам евангельской
истории и использование их символики.
Творчество Дюрера. Судьба художника, основные вехи
его
творческой
биографии
(на
примере
«Автопортретов»). Портреты в творчестве художника.
Античная мифология и Библия — основа сюжетов для

№

Тема урока (темы
разделов)

34.

Музыка эпохи
Возрождения

35.

Театр эпохи
Возрождения

Содержание образования
произведений гравюры и мастерство ее создания.
Интерес к изображению мира живой природы (этюды).
Музыкальная культура. Гармонический склад музыки
Ренессанса.
Музыкальные
картины
жизни
в
произведениях искусства эпохи Возрождения. Основные
жанры духовной и светской музыки. Нидерландская и
фламандская композиторская школа: разработка новых
правил полифонического исполнения, классический
«строгий
стиль».
Начало
профессионального
композиторского творчества. Популярные музыкальные
инструменты эпохи Возрождения. Возникновение новых
музыкальных жанров.
Итальянская комедия дель арте. История возникновения
и дальнейшее развитие ее сценических традиций. Синтез
актерского слова, акробатики, танцев, пантомимы,
музыки
и
пения.
Демократический
характер
итальянского театра масок. Излюбленные персонажи.
Актерская импровизация — основа сценического
действа. Театр Шекспира. Расцвет английского театра в
эпоху Возрождения. Выдающийся драматический и
актерский талант Шекспира. Мир человеческих чувств и
страстей в пьесах Шекспира. Театр «Глобус»: условный
характер декораций, роль музыки, пения и танцев в
организации сценического действа. Требования к
исполнительской
игре
актеров.
Значение
шекспировского театра.

Виды учебной деятельности

слушать духовную и светскую музыку эпохи
Возрождения, определять характерные признаки
и приемы создания художественных образов;
определять интонационно-образные, жанровые и
стилевые основы музыки эпохи Возрождения;
узнавать по характерным признакам (интонации,
мелодии, гармонии, полифоническим приемам)
музыку эпохи и отдельных ее композиторов;
проводить самостоятельный поиск, отбор и
обработку информации о творчестве одного из
композиторов того времени; указывать причины
особой популярности итальянской комедии дель
арте; выявлять элементы средневекового фарса в
театральных постановках итальянской комедии
дель арте; инсценировать один из эпизодов
итальянской комедии дель арте; выявлять
элементы итальянской комедии масок в
отечественном театре начала XX в.; находить
ассоциативные связи между художественными
образами театральных постановок, литературы,
изобразительного искусства и музыки; создавать
эскизы декораций, костюмов и масок для актеров
комедии дель арте; проводить самостоятельный
поиск, отбор и обработку информации о
театральных постановках или экранизациях (опер,
балетов) по произведениям У. Шекспира; писать
рецензию на просмотренный спектакль или
экранизацию кинофильма по произведениям
Шекспира

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».